Около 30% доходности транспортного сектора утрачивается из-за высоких издержек и недостаточной цифровизации. Износ транспортной инфраструктуры варьируется от 40% до 100%, а цифровые технологии внедрены менее чем в 10% компаний. Это приводит к тому, что расходы на транспортировку могут составлять до 40% от конечной стоимости товаров.
Географическое положение Казахстана, находящегося в центре Евразии между крупными экономическими регионами Европы и Азии, открывает значительные возможности для развития транспортной сети. Ежегодно между этими регионами перевозится более 23 миллионов контейнеров, из которых 95% доставляются морским транспортом, 4% — по железной дороге, а оставшийся 1% — авиа, автотранспортом и трубопроводами.
Географическое положение Казахстана как потенциал для логистического развития
Расширение железнодорожных маршрутов из Китая и Юго-Восточной Азии в Европу имеет важное значение для Казахстана, способствуя интеграции в мировую экономику. Основные факторы, влияющие на развитие транспортной системы, связаны с выгодами, которые страна может получить благодаря своему географическому положению.
На сегодняшний день через Казахстан проходят шесть международных транзитных коридоров, соединяющих Европу и Азию. В 2019 году по этим маршрутам прошло 3,1 тысячи контейнерных поездов, перевезших 347 тысяч контейнеров, что на 5% больше по сравнению с 2018 годом.
Торгово-экономическое сотрудничество с Китаем и Европой стало более доступным благодаря инициативе «Пояс и Путь». Сопряжение этой инициативы с Евразийским экономическим союзом создает основу для нового геополитического контура в Евразии. Казахстан, обладая Международным финансовым центром «Астана», может стать региональным хабом для привлечения инвестиций и развития финансовых инструментов.
Для казахстанских предпринимателей МФЦА открывает доступ к мировым рынкам и возможность привлечения инвестиций через биржу Astana International Exchange.
В ближайшие пять лет ожидается, что спрос на электронную торговлю увеличит количество посылок, проходящих транзитом через Казахстан, в шесть раз. В 2019 году было отправлено около 40 миллионов посылок, а к 2025 году их количество может достигнуть 240 миллионов, что повысит доходность казахстанских логистических компаний на 1,3 триллиона тенге в год.
Транспортная логистика формирует 8,1% ВВП страны
За последние десять лет Казахстан значительно улучшил транспортно-логистическую сеть. С 2009 года объем грузоперевозок вырос почти в два раза, с 2,4 млрд тонн до 4,2 млрд тонн в 2019 году. Это стало возможным благодаря инвестициям в инфраструктуру, которые за десять лет составили более 30 миллиардов долларов США. Было реконструировано около 7 тысяч километров автомагистралей, являющихся основным видом перевозки.
В 2020 году объем грузоперевозок казахстанскими предприятиями за два месяца составил 574,4 млн тонн, что практически соответствует показателю за аналогичный период 2019 года. Автомобильным транспортом доставлено 80,6% грузов, железнодорожным — 10,9%, а трубопроводами, судами и воздушным транспортом — 8,6%.
Несмотря на это, доходность от автомобильных перевозок значительно ниже, чем от железнодорожных. Хотя объем автомобильных перевозок в шесть раз больше, доходность от них в десять раз ниже.
В целом транспортные компании за два месяца 2020 года заработали 398,3 млрд тенге, а валовый выпуск достиг 1,2 трлн тенге. Более половины регионального ВВП формируется в Алматы, Нур-Султане, Атырауской, Алматинской и Жамбылской областях.
Проблемы транспортной сферы
Основные проблемы транспортной сферы связаны с высокими логистическими издержками и низкой цифровизацией. Затраты на транспортировку в Казахстане могут достигать 40% от стоимости товаров, тогда как среднемировой показатель составляет 11%. Износ инфраструктуры и устаревшие технологии приводят к удорожанию перевозок.
Низкая цифровизация — еще одна проблема. Лишь 1% компаний используют цифровые технологии, 2% — робототехнику, 10% — облачные ИТ-услуги.
Мировой опыт показывает, что внедрение цифровых технологий снижает издержки, увеличивает доходность и упрощает выход на мировые рынки.
FinReview
фото: Rayhaan Group

