Казахстанские предприниматели столкнулись с новой налоговой практикой. В случае банкротства или уклонения поставщика от уплаты налогов, его обязательства переходят на тех, кто приобрел его товары или услуги. За последние три года количество таких случаев увеличилось в девять раз, сообщает zakon.kz со ссылкой на Первый канал "Евразия".
Примером может служить небольшая компания, занимающаяся продажей угля в Петропавловске и области. Пять лет назад они приобрели очередную партию товара. Однако налоговая проверка только сейчас вынесла решение о том, что сделки не существовало.
Мы предоставляем железнодорожные накладные, накладные предприятия, а также банковские переводы, - делится предприниматель Алик Дядин.
Но им не поверили. Сделку признали сомнительной, что привело к начислению неуплаченных налогов и пеней на сумму 8 млн тенге. Счета были арестованы. Оказалось, что продавец угля действительно недоплатил более 100 млн в бюджет. Суд признал его виновным, но деньги вернуть не удалось. Продавца обанкротили, списав его долги, однако обязательства предпринимателя Дядина остались.
Другая компания, занимающаяся строительством, столкнулась с пятью подобными сомнительными сделками, что привело к начислению 150 млн тенге налогов. Предприятие с 30 сотрудниками оказалось на грани банкротства из-за этого штрафа.
НДС - это налог, который продавец добавляет к стоимости своей продукции. Например, при ставке НДС в 12%, если килограмм яблок стоит 500 тенге, то 60 из них - это налог на добавленную стоимость. Его оплачивает конечный покупатель, а предприниматель возвращает НДС в бюджет из выручки. Такой тип налогообложения называется косвенным.
Количество судебных исков по признанию сделок недействительными за последние 3 года увеличилось в 9 раз и достигает тысяч. При этом менее 1% случаев завершаются в пользу предпринимателей. Даже когда предприниматель предъявляет доказательства в виде построенных объектов или поставленных товаров, налоговики их игнорируют, - отмечает депутат Мажилиса парламента РК Ерлан Барлыбаев.
В Мажилисе подняли этот вопрос. В Петропавловске четыре компании вынуждены оплатить чужие налоги на 274 млн. По стране таких случаев значительно больше. Нормативное постановление 2017 года дало налоговым органам право признавать сделки недействительными по своему усмотрению.
Они не обращаются в суд, не оспаривают сделки, не просят признать их недействительными. Они сразу заявляют: мы считаем, что сделки не было, несмотря на наличие документов. Мы полагаем, что они фиктивны. Поэтому оплатите налог, - говорит председатель общественного совета по защите прав предпринимателей и противодействию коррупции Инесса Куанова.
Четкой методики определения фиктивности сделок у налоговой службы нет, считают депутаты. Это дает налоговикам полную свободу действий. Только 1% предпринимателей выигрывают дела в суде в таких ситуациях.
Фото : Saia do Lugar

