Увеличение НДС стало вынужденной мерой для властей из-за значительного дефицита бюджета. Это решение продолжает вызывать активные обсуждения в деловых кругах Казахстана. Почему возник дефицит бюджета и почему для его покрытия был выбран именно НДС как наиболее простой способ сбора средств с населения? Какие факторы повлияли на это решение? Корреспондент inbusiness.kz обсудила эти вопросы с известным экономистом Арманом Бейсенбаевым.
По мнению эксперта, дефицит бюджета в стране возник по нескольким ключевым причинам. Дефицит возникает, когда расходы превышают доходы, и в последние годы расходы значительно возросли, в то время как доходы не успевают за ними.
За последние пять лет расходы бюджета увеличились почти на 60%. Это значительный рост, который можно объяснить. Начнем с 2020 года, когда мир столкнулся с пандемией COVID-19. В это время государство выделило средства на борьбу с вирусом: выплаты медикам, закупку оборудования и создание ковидных госпиталей. Эти расходы были значительными и многократно повторялись.
В 2021 году, когда началась вакцинация, расходы продолжили расти. Государству нужно было поддерживать экономику, находившуюся в рецессии, для чего использовались бюджетные средства. В то же время инфляция начала нарастать, что также сказалось на финансовой ситуации.
Следующим ударом для бюджета стали события января 2022 года, когда стало очевидно, что необходимо финансировать образование и медицину. Увеличивались социальные выплаты и заработные платы. Например, минимальная заработная плата дважды повышалась за короткий период.
Кроме того, после январских событий была необходимость реформировать правоохранительные органы, что потребовало дополнительных вложений. И затем, в феврале 2022 года, началась война между Россией и Украиной, что привело к необходимости укрепления армии и увеличения военных расходов.
Сегодня для поддержания обороноспособности страны необходимо финансировать закупку техники, повышение заработных плат и другие важные направления. Все это также требует значительных бюджетных средств, которые выделяются из карманов граждан.
Следовательно, на образование дефицита бюджета повлияли: резкий рост расходов на здравоохранение и социальные программы в условиях пандемии, увеличение инфляции, необходимость реформирования правоохранительных органов и расходы на оборону в условиях внешней угрозы. Все эти факторы в совокупности создали значительный разрыв между доходами и расходами бюджета.
Тем временем казахстанцев в соцсетях возмущает проведение различных статусных международных мероприятий в условиях экономия бюджета. Взять, к примеру, недавнее объявление о проведении форума "Астана" на 4,5 млрд тенге. И хотя власти заявили, что это не такие уж большие деньги, тем не менее здесь "по капле, там по капле" – вот и наберется сумма нерационального расходования бюджетных средств.
Но даже если эти расходы сократить, то это не решит проблему дефицита бюджета.
Прежде всего дефицит повлияет на экономику. Сокращение социальных выплат, таких как пенсии, пособия и зарплаты, напрямую влияет на потребление населения. Когда люди получают меньше денег, они меньше тратят в магазинах, что негативно сказывается на бизнесе.
"Уменьшение бюджетных расходов приводит к снижению доходов бизнеса, что, в свою очередь, может вызвать сокращение рабочих мест и зарплат. Государство сталкивается с трудностями при сокращении расходов, так как это может вызвать недовольство населения. Люди не хотят терять свои доходы и не согласны терпеть ухудшение условий жизни. Большая часть бюджета уходит на социальную помощь населению, и именно это является основной причиной дефицита", – отметил Арман Бейсенбаев.
Эксперт обратил внимание на коррупцию и неэффективность в управлении бюджетом, указывая на возможность сокращения расходов на пиар-мероприятия и проверки чиновников.
В настоящее время дефицит бюджета составляет около 10 трлн тенге, что приближается к 10% от ВВП. Хотя дефицит сам по себе не является катастрофой (многие страны живут с дефицитом), его размер и рост могут вызывать опасения.
Считается, что дефицит до 3% от ВВП является нормальным и даже желательным, поскольку может стимулировать экономический рост. Проблемы начинаются, когда дефицит становится слишком большим и продолжает нарастать.
Если правительство теряет возможности для финансирования дефицита (например, нет внешних займов или внутренних ресурсов), это может привести к необходимости сокращения расходов, особенно в социальной сфере.
При отсутствии ресурсов для покрытия дефицита правительство может столкнуться с серьезными экономическими проблемами, что потребует принятия жестких мер, таких как сокращение социальных программ.
Как утверждает экономист, НДС является одним из самых доходных налогов, за ним следуют акцизы. Повышение НДС рассматривается как способ увеличения доходов бюджета. Повышение НДС ведет к увеличению цен на товары и услуги. Потребители, покупая продукты, будут платить больше из-за увеличенной ставки НДС.
НДС сложен в администрировании, и его влияние на бизнес пока неясно. Основные споры касаются порога для регистрации плательщиков НДС и дифференциации ставок. Ожидается, что повышение налога добавит 3-4% к общей инфляции, которая уже превышает 9%. Это связано с ростом тарифов на ЖКХ и другими факторами.
На сегодняшний день рассматриваются различные ставки НДС для разных категорий товаров, например, льготная ставка для сельхозпроизводителей, пониженные ставки для производителей продуктов питания, фармкомпаний и так далее. Повышение НДС будет иметь комплексное воздействие на экономику и потребителей, с возможным ростом цен и инфляции.
Как отмечает эксперт, существует много неопределенности относительно кадров в государственных структурах. На низовом уровне ситуация крайне сложная. Разрыв в зарплатах очевиден, и часто чиновники сталкиваются с проблемой поиска помощников. Когда объявляют конкурс на должность секретаря с окладом 150 тысяч тенге в месяц, от соискателей не приходит ни одной заявки. В итоге на такие позиции идут люди, которые не могут устроиться на более достойную работу. Это создает систему отрицательного отбора: нормальные, честные специалисты с энтузиазмом не попадают в такую среду.
Наоборот, туда приходят или некомпетентные люди или карьеристы, которые готовы использовать любые возможности для личной выгоды, включая коррупционные схемы. Не исключено, что люди, зарабатывающие 2 млн тенге, тоже могут быть теми, кто когда-то работал за 150 тыс. тенге. Это порочный круг, и необходимо изменить систему отбора кадров.
На уровне бюджетных организаций наблюдается нехватка кадров. Все, кто может, стараются уйти на более выгодные позиции. Начальники, зарабатывающие хорошие деньги, не испытывают проблем, а вот исполнители сталкиваются с катастрофической нехваткой денег. Зарплаты на таких позициях не привлекают высококвалифицированных работников.
В результате мы видим чиновников, которые занимают должности, на которые больше никто не хочет идти. Из-за этого возникает необходимость в болезненных реформах.
"Существуют мнения о сокращении социальных расходов, и, хотя многие эксперты этого боятся, я считаю, что это неизбежно. Сейчас мы подошли к пределу возможных сокращений. Дальнейшие шаги могут затронуть такие важные сферы, как пенсии и зарплаты госслужащих. Это будет тяжелый удар по экономике, но без этого не обойтись", – резюмировал экономист.
Напомним, ранее мы писали, что повышение НДС затронет не только работодателей, но и приведет к снижению доходов в целом, а государство не будет способно обеспечить достойную пенсию.

