Как в регионах расходуются бюджетные средства? Схема, используемая повсеместно, такова: из местного бюджета выделяются средства на реализацию проекта. Однако средства быстро заканчиваются, и работа приостанавливается. Депутаты разных уровней сообщают о приостановке крупных проектов, об этом пишут в СМИ. Сенаторы и мажилисмены, посещая регионы, узнают о проблемах и доводят информацию до правительства и руководства страны. На это может уйти не один год. За это время под предлогом удорожания строительных материалов и оборудования стоимость проекта значительно возрастает. Вносятся изменения в старую проектно-сметную документацию, и сумма для реализации проекта запрашивается и выделяется в виде целевых трансфертов из республиканского бюджета. Эти средства также осваиваются, но количество незавершенных проектов не уменьшается, передает корреспондент inbusiness.kz.
"Для улучшения планирования расходов местных бюджетов и решения проблем, связанных с удорожанием инвестиционных проектов, в рамках проекта Бюджетного кодекса проработан вопрос финансирования. Министерство национальной экономики провело анализ для определения эффективности применения статьи Бюджетного кодекса при разработке проекта", – сообщил премьер-министр Олжас Бектенов.
По его словам, анализ охватил 25 крупных проектов местных исполнительных органов за 2018-2022 годы. Каждый из них подорожал минимум на 1 млн МРП (3 млрд 692 млн тенге).
Согласно данным главы правительства, строительство первой линии метро в Алматы подорожало на 20,5 млрд тенге. В Караганде стоимость теплотрассы превысила первоначальную на 22,4 млрд тенге. В Восточно-Казахстанской области строительство моста через Бухтарминское водохранилище увеличилось на 31,3 млрд тенге.
В столице множество долгостроев, которые неэффективно используются. Среди них комплекс Экспо-2017, LRT, что обходится стране дорого. Строительство ТЭЦ-3 затянулось на 14 лет, и с тех пор проект подорожал на 35,2 млрд тенге.
Неизвестно, куда ушли миллиарды бюджетных средств. Остались только сухие цифры. Правительство теперь ищет способы избежать подобных негативных последствий. Олжас Бектенов сообщил, что в новом проекте Бюджетного кодекса, который будет представлен в парламент, рассматриваются ряд мер.
Во-первых, предлагается планировать местные бюджеты на основе планов развития регионов, в соответствии с инвестиционным планом, который станет основой для планирования бюджета развития региона.
Инвестиционный план состоит из двух частей. Одна из них – карта приоритетных и проблемных зон, которая составляется для каждого региона и по каждому целевому индикатору. Во второй – примерный перечень государственных инвестиционных проектов с прогнозными показателями экономической эффективности.
"Кроме того, данный документ будет использоваться в бюджетном процессе, включая принятие административных и управленческих решений по приоритетному распределению государственных инвестпроектов. Он также будет основой для разработки инвестиционных предложений и проведения экспертиз технико-экономических обоснований бюджетных инвестиционных проектов", – сказал Олжас Бектенов.
По словам главы правительства, в инвестиционный план каждого госоргана или региона в приоритетном порядке включаются проекты, начатые в предыдущие финансовые годы, а также социально значимые объекты и проекты общенационального значения.
Бектенов также отметил, что при госзакупках ужесточены требования к финансированию бюджетных инвестпроектов. Объем финансирования государственных закупок не должен превышать объем утвержденной проектно-сметной документации.
Если раньше акимы могли продвигать дорогостоящий проект, выделив на это из бюджета несколько миллионов тенге, то теперь это запрещено на правительственном уровне. Премьер отметил, что в новом кодексе предусмотрены дополнительные требования.
Если местный бюджет не сможет выделить более 30% от полной стоимости инвестпроекта в первый год, проект не будет одобрен.
С 2026 года планирование базовой инфраструктуры планируется передать акимам. Все целевые трансферты будут передаваться в местные бюджеты, и акимы станут самостоятельно принимать решения. Это огромные средства.
В 2024 году в республиканском бюджете предусмотрены целевые трансферты на сумму 1 трлн 803,2 млрд тенге. Из них 283,2 млрд тенге – на текущие расходы, 1 трлн 519,3 млрд тенге – на развитие регионов.
В дальнейшем на республиканском уровне планируется финансирование только особо важных проектов. Удорожание этих проектов будет закреплено за республиканским бюджетом, отметил Олжас Бектенов.
Правительство переложило ответственность за инвестпроекты на акимов. В случае подорожания проекта аким не сможет обратиться к правительству. Ему придется искать выход, экономить на целевых трансфертах или других статьях и находить способы финансирования.
Сенатор Алибек Наутиев отметил, что росту сметной стоимости способствуют удорожание строительных материалов и отсутствие некоторых видов деятельности в проекте.
"Например, в 2021-2024 годах в Атырауской области предложено скорректировать 148 бюджетных инвестпроектов. Их первоначальная стоимость составила 266 млрд 583,5 млн тенге. Администраторы предложили увеличить стоимость до 409 млрд 277,9 млн тенге, что одобряется, и из местного бюджета выделяется 59 млрд 393,8 млн тенге", – сказал сенатор.
Встречаются случаи, когда стоимость проектов увеличивается в несколько раз. Например, реконструкция канализационного очистного сооружения в Атырау подорожала с 21,3 млрд тенге до 42 млрд тенге. Первоначальная стоимость проекта по реконструкции дороги в селе Дашин Курмангазинского района составила 1 млрд 802,4 млн тенге, но после коррекции она выросла до 7 млрд 891,7 млн тенге.
Первоначальная стоимость проекта "Строительство автомобильных дорог в Атырау" составила более 1,5 млрд тенге, но после корректировки она увеличилась в 3,7 раза, достигнув 5,5 млрд тенге. Проект по электроснабжению в Атырау подорожал в 6,4 раза и теперь стоит 8 млрд 271,2 млн тенге, добавил сенатор.
Проблема существует давно, не только в Атырауской области, но и по всей стране. Сенаторы обратились к правительству с предложением компенсировать подорожавшую стоимость проектов из республиканского бюджета.
"Возможности местного бюджета ограничены. Просим рассмотреть возможность финансирования из республиканского бюджета по проектам, которые подвергались корректировке", – говорится в обращении.
Тем временем государственная казна истощается. По словам депутата мажилиса Ерлана Саирова, в 2025 году дефицит республиканского бюджета достигнет 2,7% ВВП, или 4,8 трлн тенге. Этот рекордный бюджетный дефицит беспрецедентен в истории страны. Эту сумму правительство планирует занять. Из-за этого Казахстан только на погашение государственного долга в 2025 году будет тратить рекордные 6,1 трлн тенге.
Перевод Камилы Тузановой
Изображение Сергей Корчанов с сайта Pixabay

