– Аскар Бауржанович, как Вы оцениваете текущую долю государства в финансах Казахстана?
– В Казахстане совокупные доходы составляют более 40 трлн тенге, что составляет около 40% ВВП, если учитывать бюджет, квазигоссектор и внебюджетные фонды. Это свидетельствует о значительной доле государства в финансах страны. В то же время потоки через внебюджетные фонды, такие как ЕНПФ, ГФСС, ОСМС, растут, перераспределяя около 3,3% дохода страны. Это сопоставимо с налогами из-за их обязательного характера. Нагрузка на фонд оплаты труда увеличивается, и значительная часть этой нагрузки происходит вне бюджета. Прогнозируется, что нагрузка на ФОТ вырастет с 36% до 41%, что выше средних показателей стран ОЭСР.
– Почему МНЭ и минфин не объединяют средства внебюджетных фондов в государственный бюджет? Есть ли решение этого вопроса в проекте нового Бюджетного кодекса?
– В новом проекте Бюджетного кодекса предпринята попытка консолидировать учет внебюджетных фондов и рассмотреть их вместе с госбюджетом. Однако на практике финансовые потоки таких фондов, как ЕНПФ, ГФСС и ФСМС, остаются вне бюджетных процедур, что изолирует их доходы и расходы от бюджетного контроля.
Правительство могло бы консолидировать внебюджетные фонды, такие как ФСМС и Фонд социального страхования, поскольку они работают по солидарному принципу. Их функции могли бы финансироваться в рамках бюджета через налоги. Ранее, до создания ФСМС, комитет по оплате медицинских услуг успешно справлялся с этими задачами. Однако социальный блок и представители внебюджетных фондов сопротивляются этому, так как не хотят терять финансовую независимость.
– Почему государство идет на уступки внебюджетным фондам? Каковы интересы государства?
– Это связано с системой принятия решений, которая не позволяет проводить значительные реформы. Если в правительстве возникают противоречия между экономическим и социальным блоками, то нет быстрых и эффективных процедур для их разрешения. Поэтому мы не видим возможности реализации такого решения в ближайшее время.
– Что вы можете сказать о перекрестном субсидировании экономики фондом "Самрук-Казына" и низких дивидендах от квазигоскомпаний? Какие изменения необходимы в квазигоссекторе?
– Эффективность квазигоссектора давно обсуждается. "Самрук-Казына" был создан для повышения стоимости госактивов, но выполняет социальные задачи, противоречащие финансовым интересам. Например, субсидирование услуг по сниженным тарифам. Ежегодно "Самрук-Казына" субсидирует экономику на 1,2 трлн тенге, что ограничивает выплату дивидендов в бюджет. Более эффективным подходом был бы отказ от субсидирования и переход к рыночным принципам.
Основная проблема "Самрук-Казына" в том, что он управляется правительством. Для перехода на рыночные рельсы, необходимо передать управление независимым директорам и менеджерам.
– В минфине считают, что бюджетный дефицит и заимствования находятся в безопасной зоне. Это связано с методикой или с нежеланием видеть проблему?
– Министерство финансов ориентируется на международные стандарты, где госдолг приемлем в пределах 50-70% ВВП. В Казахстане госдолг составляет около 23% ВВП, что соответствует стандартам МВФ. Однако для сырьевых экономик, таких как Казахстан, лучше придерживаться более консервативного уровня госдолга, около 25% ВВП, чтобы избежать финансовых рисков.
– Какие могут быть последствия для экономики, если не увеличивать госдолг? Где государство будет брать деньги?
– Бюджет состоит из доходов и расходов. Заимствования необходимы, когда расходы превышают доходы. Снижение заимствований возможно через увеличение доходов и оптимизацию расходов. Глава государства говорил о потенциале оптимизации расходов и необходимости жесткой экономии. Требуется ограничение дефицита бюджета, чтобы избежать его роста.
– По данным TALAP, за последние три года рост расходов составил 60%. Какие госорганы и нацкомпании увеличили бюджеты на закупки?
– Увеличение расходов характерно для всех статей бюджета госорганов, в основном из-за инфляции. Основная часть расходов приходится на текущие расходы, которые индексируются. Это связано с примитивным подходом к бюджетному планированию. Структура бюджета показывает, что на заработные платы и выплаты населению приходится 35% расходов, остальные 65% идут на закупки и капитальные затраты. Здесь есть потенциал для оптимизации.
– Рост расходов связан с нацпроектом "Комфортные школы"?
– Рост бюджета не только из-за "Комфортных школ", на которые выделено 500 млрд тенге. В общей сумме расходов бюджета ее доля незначительна. Есть и другие статьи расходов, такие как финансирование квазигоссектора и субсидирование экономики.
– Эффективность субсидирования оценивается, но результатов пока нет. Почему?
– Дискуссии об оценке эффективности господдержки идут давно. Она включает субсидии, льготное кредитование и гарантирование. Но пока никто не проводил такую оценку. Была инициатива о введении встречных обязательств для бизнеса, но информация не общедоступна.
– Каковы возможности оптимизации бюджета?
– Квазигоссектор получает финансирование из бюджета, но не выплачивает достаточные дивиденды. Увеличиваются субсидии, особенно в сельском хозяйстве, но эффективность использования средств вызывает вопросы. Существует потенциал для оптимизации местных бюджетов. На локальном уровне часто встречаются примеры неэффективного использования средств.
Необходимо усилить контроль и мониторинг со стороны маслихатов и общественности. Например, вопрос о демонтаже пешеходного моста вызывает сомнения в необходимости таких затрат.
– Низкая собираемость налогов остается проблемой. Как государство решает этот вопрос?
– Налоговые поступления составляют 16% от ВВП, а расходы – 23%. Это указывает на необходимость увеличения налоговой базы. Есть два пути: увеличение ставок налогов и работа над увеличением налоговой базы. Правительство склоняется к повышению налогов, но долгосрочно эффективнее улучшать деловой климат и налоговое администрирование.

