Аналитический центр Halyk Finance подверг критике проект Бюджетного кодекса Республики Казахстан, который был одобрен мажилисом в первом чтении в конце года, сообщает inbusiness.kz. Эксперты считают, что новый кодекс еще больше уменьшает роль парламента и общественности в контроле за использованием государственных средств и активов, задаваясь вопросом: "Почему парламент не стремится к реальному балансу власти в Казахстане?"
"В июне 2023 года Halyk Finance опубликовал подробный отчет о проблемах бюджетной системы Казахстана, в котором мы указали на серьёзные концептуальные проблемы в бюджетной политике страны. Мы предложили внедрить международные стандарты, разработанные ОЭСР, МВФ и Всемирным банком специально для Казахстана. Возможно, благодаря этому отчету, в октябре прошлого года автор данной аналитической заметки был приглашен в качестве эксперта в рабочую группу мажилиса РК для обсуждения нового Бюджетного кодекса.
По нашему мнению, изначальный проект нового БК не соответствовал международным стандартам бюджетной системы. Halyk Finance представил свои предложения по улучшению проекта, но 27 декабря 2023 года мажилис утвердил кодекс в первом чтении без значительных изменений", – пишет Мурат Темирханов, советник председателя правления Halyk Finance.
Согласно Конституции РК, государственная власть делится на законодательную, исполнительную и судебную ветви, взаимодействующие через систему сдержек и противовесов. В послании 2023 года глава государства отметил, что страна перешла к модели президентской республики с сильным парламентом, однако новый Бюджетный кодекс уменьшает подотчетность исполнительной власти и снижает роль законодательной ветви в контроле над финансами.
Принципы ОЭСР и МВФ требуют, чтобы финансовая деятельность государственного управления была подотчетна парламенту. Однако в Казахстане парламент утверждает только республиканский бюджет, который охватывает не все государственные финансы. Ненефтяной дефицит бюджета, важный для контроля, остаётся вне контроля парламента, так как большая часть финансов находится за его пределами.
Новый кодекс позволяет президенту и правительству расширять внебюджетное использование финансов, что снижает подотчетность. Например, в 2023 году из Нацфонда без одобрения парламента было выделено 1,3 трлн тенге для покупки акций НК "КазМунайГаз". Это нарушает бюджетные правила, согласно которым средства Нацфонда должны использоваться через республиканский бюджет и под контролем парламента.
Бюджетный кодекс должен охватывать все аспекты бюджетной системы. Однако в Казахстане есть два ключевых документа: Бюджетный кодекс и Концепция управления финансами, что создает проблемы в контроле парламента. Нацфонд, являющийся важной частью системы, регулируется Концепцией, утверждаемой президентом, а не парламентом.
Это снижает роль парламента и создает конфликт интересов, так как глава государства может изменять правила использования Нацфонда без парламентского обсуждения, что нарушает баланс власти.
Бюджетная система должна соответствовать международным стандартам учета и отчетности. Однако в Казахстане существуют проблемы с бюджетной информацией. Например, в отчетах по Нацфонду используются разные стандарты учета, что недопустимо.
Фонд проблемных кредитов, который должен быть частью системы, не включается в отчетность, что противоречит международным стандартам. Также налоговые льготы не отображаются в бюджете как недополученные доходы, что скрывает их эффективность.
Новый Бюджетный кодекс не требует полного применения международных стандартов отчетности, что оставляет многие проблемы нерешенными.
"Мы отмечаем, что проблем в бюджетной системе Казахстана гораздо больше. Ознакомиться с ними можно в нашем отчете. Сожаление вызывает то, что мажилис РК не стал бороться за баланс между ветвями власти и закрепил эти проблемы в новом Бюджетном кодексе", - резюмирует автор.

