Вице-министр национальной экономики Азамат Амрин отметил, что расходы республиканского бюджета увеличиваются быстрее, чем его доходы, сообщает inbusiness.kz.
"Льготы и преференции не приносят ожидаемого результата. С 2020 года объем изъятий из Национального фонда не опускался ниже 4 трлн тенге. За период с 2020 по 2023 годы сумма трансфертов из Нацфонда составит 17,8 трлн тенге. Государственный долг увеличился с 20,6 трлн тенге в 2020 году до 25,3 трлн тенге в 2022 году. При этом не учитываются долги квазигосударственного сектора и условные обязательства, которые могут возникнуть в будущем. Также не учитываются бюджетные средства, используемые вне бюджета – это внебюджетные фонды, расходы квазигоссектора и меры государственной поддержки", – пояснил он.
В результате, по словам вице-министра, реальная финансовая ситуация государства не отражается в полной мере, что искажает прогнозы.
"Для решения этих проблем мы сделали акцент на прозрачность и подотчетность. В международной практике прозрачность государственных финансов является одним из основных условий. Поэтому введена обязательная публикация документов, связанных с бюджетным процессом. Это обеспечит принятие более обоснованных решений на всех уровнях", – добавил он.
В последние два года министерство представляет в парламент аналитический отчет о бюджетных рисках и долгосрочной устойчивости государственных финансов в составе проекта республиканского бюджета, напомнил Амрин.
"В новом Бюджетном кодексе мы трансформируем этот документ в долгосрочный прогноз развития страны на 10 лет. Это один из ключевых аспектов. Документ получит полноценную законодательную основу и соответствующий статус в бюджетном процессе. Он будет включать сценарные варианты развития, учитывая глобальные вызовы, а также прогнозные финансовые возможности на 10 лет. В нем будет проведен анализ рисков, которые могут повлиять на устойчивость государственных финансов, что позволит своевременно реагировать на них", – пояснил вице-министр.
Депутаты подняли вопросы участия квазигосударственного сектора в бюджетном процессе, продолжил он.
"Мы это учли. Планы развития субъектов квазигосударственного сектора будут включены в бюджетную документацию и представлены в парламент. Это позволит видеть, на что направляются средства и какие результаты ожидаются. Мы ввели понятие 'долг субъектов квазигосударственного сектора' как часть долговых обязательств сектора госуправления. Это связано с тем, что в международной практике долг квазигоссектора рассматривается как субсидиарная ответственность правительства. Поэтому необходимо обеспечить контроль, чтобы избежать увеличения нагрузки на бюджет", – отметил представитель министерства.
Введены основные нормы по управлению долгом квазигосударственного сектора, его структуре, ограничениям, мониторингу и контролю.
"Мы обязали субъекты квазигоссектора публиковать информацию о своих займах и усилили ответственность за их использование. В целом, мы обеспечили консолидацию всех долговых обязательств – государственного долга, гарантированного государством долга, обязательств по государственно-частному партнерству и долга субъектов квазигоссектора. Это сделано для их учета и управления. Дивидендная политика субъектов квазигоссектора также будет регулироваться Бюджетным кодексом", – уточнил он.
Кроме того, с прошлого года в парламент вносится Национальный доклад по управлению государственными активами и квазигосударственным сектором. Теперь он будет включаться в проект бюджета и годовой отчет, резюмировал Амрин.
Изображение от Freepik

