Вход

Глубокий дефицит бюджета требует все больших заемных средств – эксперты

18 сентября 2023 09:50

Аналитики Halyk Finance опубликовали отчет о бюджетной политике Казахстана за первое полугодие 2023 года, сообщает inbusiness.kz.

По их сведениям, несмотря на ускорение экономического роста, доходы государственного бюджета в первой половине 2023 года замедлились, в основном из-за налоговых поступлений. На этом фоне, а также из-за пересмотра бюджетных расходов в марте, увеличилось изъятие трансфертов из Нацфонда в госбюджет, что продолжалось два квартала подряд.

Расходы государственного бюджета росли ускоренными темпами. В результате значительного увеличения расходов при более скромном росте доходов дефицит госбюджета резко вырос, достигнув 75% от уровня дефицита за весь 2022 год. Глубокий дефицит бюджета требует увеличения заемных средств, размер которых вырос в два с половиной раза по сравнению с прошлым годом.

Показатели консолидированного бюджета также ухудшились: нефтяные доходы в первом полугодии 2023 года сократились из-за снижения цен на нефть и укрепления курса нацвалюты, что привело к дефициту вместо профицита прошлого года, а ненефтяной дефицит увеличился на 60% г/г.

"Увеличение трансфертов из Нацфонда в бюджет замедлило рост активов фонда. Достичь цели накопления 100 млрд долларов в Нацфонде к 2030 году, поставленной президентом, становится трудной задачей при текущей практике регулярных изъятий. Использование средств Нацфонда для выплаты премий по тенговым депозитам создает неверный прецедент, когда экономика демонстрирует динамичный рост", – считают аналитики.

Финансирование госинститутов развития в текущем году значительно расширилось, хотя эффективность этой политики не анализируется. Отсутствие работающих бюджетных правил усиливает зависимость бюджета от нефтяных доходов, что негативно сказывается как на текущих, так и на долгосрочных показателях.

Пересмотр доходной части бюджета в марте позволял снизить дефицит и не увеличивать изъятия из Нацфонда, однако рост расходов "подогрел" совокупный спрос в экономике, усилив инфляционное давление и углубив дефицит бюджета, что увеличивает долговую нагрузку страны. Использование сбережений Нацфонда создало иллюзию финансового благополучия, хотя проблема лежит глубже в экономике.

Рост ненефтяного дефицита достиг значительных масштабов из-за непроизводительных расходов, которые лишь кратковременно стимулируют экономику, но увеличивают расходы на обслуживание госдолга.

В 2023 году продолжилась экспансионистская бюджетная политика, и с 2018 года это уже четвертый из шести лет, когда бюджетные расходы растут примерно на 20% в год.

Увеличение бюджетных расходов в прошлом году было ответом на внутренние и внешние вызовы, и, как показывает практика, государству сложно перейти к сбалансированной политике после значительного расширения расходов. В то же время, бюджетные расходы стимулируют внутренний спрос и усиливают процикличность бюджетной политики, что увеличивает инфляционное давление и зависимость экономики от государства. Поддержание значительных дефицитов бюджета, рост госдолга и изъятия из Нацфонда становятся постоянными проблемами.

Аналитики считают, что одной из ключевых проблем бюджетной системы Казахстана является недостаточная проработанность прогнозов на среднесрочные периоды. Формально бюджет утверждается на трехлетний период, но изменения часто вносятся только на ближайший год. Даже прогнозы на год вперед подвергаются значительным корректировкам.

В 2019-2022 годах отклонения фактических данных по доходам от плана достигали 29%, по расходам – 20%, по дефициту – 87%, а по ненефтяном дефициту – 56%. Высокая инфляция и волатильные доходы от нефтедобычи влияют на ситуацию, но также существуют проблемы с экономической политикой – низкая эффективность расходования средств на госпрограммы, несмотря на критику со стороны счетного комитета и президента. Бюджетное правило было разработано с задержкой и осталось на бумаге.

"Доходная часть госбюджета показывала позитивную динамику. С 2017 года доходы увеличились на 75%, до 20,2 трлн тенге в 2022 году, а расходы – на 72%, до 21,5 трлн тенге. Рост доходов обеспечивался улучшением администрирования и снижением теневой экономики, а также повышением цен на нефть в последние годы", – говорится в документе.

Доходная часть бюджета росла высокими темпами, налоговые поступления удвоились с 2017 года. Динамика была обеспечена ростом КПН в 2,6 раза и НДС в 2,5 раза. Доля поступлений по КПН увеличилась на 1 п.п., до 3,8% от ВВП, а по НДС – на 1 п.п., до 4,1% от ВВП.

В целом доля налоговых доходов увеличилась с 12,5% до 14,3% от ВВП, что является положительной тенденцией. Министерство финансов ведет работу по улучшению администрирования и сокращению теневой экономики. Однако расширение бюджетных расходов также стимулирует импорт, что увеличивает сборы от НДС на импорт, делая их нестабильным источником доходов.

Финансовым органам пока не удается стабилизировать баланс госбюджета. В 2017 году дефицит увеличился из-за средств на банковскую систему, в 2020 году – из-за кризиса, вызванного пандемией. Ситуация улучшилась, но проблема дефицита не решена. До кризиса 2007 года дефицит не превышал 1% от ВВП и часто был с профицитом. Однако "ручное управление" экономикой привело к непродуктивному росту расходов и устойчивым дефицитам, считают аналитики HF.

Решение экономических и социальных проблем отвело на задний план вопрос зависимости бюджета от нефтяных доходов. Использование средств Нацфонда для решения проблем привело к утрате его функции стерилизации и сбережения доходов. Накопления в Нацфонде частично выполняли функцию бюджетного правила, но из-за гарантированного трансферта в бюджет оно было ликвидировано, что создало проблемы для устойчивости бюджетной конструкции.

Несмотря на ускорение экономического роста в I квартале 2023 года до 5% г/г (максимум за 11 лет), правительство продолжает процикличную бюджетную политику, что увеличивает дисбаланс государственных финансов, рост госдолга и инфляционное давление. Бюджетные правила остаются незадействованными, так как ограничение по гарантированному трансферту не затрагивает целевой трансферт, который в начале года был увеличен на 0,8 трлн тенге. Доходы госбюджета увеличились на 1,14 трлн тенге (+6,1%) от плана, утвержденного осенью 2022 года, но органы власти отступили от планов по сокращению использования средств Нацфонда и вновь изъяли средства из него.

Законодательное ослабление жестких бюджетных правил продолжилось и после утверждения новой Концепции управления госфинансами в сентябре 2022 года. Несмотря на подчеркивание "слабой финансовой дисциплины" в части соблюдения бюджетных правил, в декабре 2022 года в Бюджетный кодекс внесли изменение, отменяющее на 2023 год новое бюджетное правило по темпу роста расходов. Благодаря этому в марте 2023 года расходы республиканского бюджета увеличены на 1,5 трлн тенге, а также утвержден дополнительный целевой трансферт из Нацфонда в объеме 800 млрд тенге, что противоречит сути контрцикличной бюджетной политики для текущей ситуации в экономике Казахстана.

10 мая этого года был опубликован проект нового Бюджетного кодекса, исключающий контрцикличные бюджетные правила, введенные в 2021 году. В условиях негативного влияния процикличной бюджетной политики на экономику страны ожидалось, что новый кодекс уделит приоритетное внимание жестким требованиям к контрцикличной фискальной политике, но этого не произошло.

В результате увеличенные доходы были направлены на расширение расходной части бюджета, усилив процикличность бюджетной политики.

"Мы считаем, что в новом кодексе должны быть жесткие и детальные требования к макроэкономическим прогнозам, анализу бюджетных рисков и оценке долгосрочной устойчивости госфинансов. Важно иметь независимую проверку таких прогнозов. Лучше всего подходит независимый бюджетный совет.

Необходимо убрать из законодательства главенство стратегического планирования над бюджетным. Главным приоритетом макроэкономической политики должно быть соблюдение бюджетных правил и долгосрочных параметров. Планирование по социальному и экономическому развитию страны должно осуществляться в рамках среднесрочных лимитов по бюджетным расходам, определяемых стратегией, утвержденной парламентом.

Новые инициативы по росту бюджетных расходов должны осуществляться не за счет средств Нацфонда или роста госдолга, а за счет сокращения других статей расходов. Все эти требования должны быть закреплены в новом Бюджетном кодексе", – считают авторы анализа.

С полной версией отчета можно ознакомиться по ссылке.

Источник