Сенатор Султанбек Макежанов отметил, что при изменении некоторых макроэкономических параметров страны ключевые показатели остались на прежнем уровне, сообщает inbusiness.kz.
"Однако необходимо обратить внимание на целевой диапазон годовой инфляции, который, по словам правительства, остался прежним — от 7,5% до 9,5%. В то время как в январе текущего года фактическая инфляция достигла 20,7%, а в феврале уже 21,3%, что в три раза превышает целевой показатель. Существуют как внешние, так и внутренние факторы, влияющие на инфляцию: геополитическая нестабильность, высокие мировые цены на продукты питания, ускорение инфляции в соседних странах. Это приводит к высокому уровню инфляционных ожиданий среди населения и к возможному росту цен на товары и услуги в связи с реформами тарифов на услуги ЖКХ и на рынке ГСМ", — заявил он.
В связи с этим возникает вопрос — насколько реалистичен правительственный коридор инфляции?
"Кроме того, Национальный банк прогнозирует другой диапазон инфляции, отличный от правительственного, в пределах от 9% до 12%. Однако этот прогноз не учитывает ряд факторов, которые продолжают оказывать давление на инфляцию", — добавил депутат.
По его мнению, различие в прогнозах инфляции между правительством и Национальным банком указывает на отсутствие согласованности между государственными органами.
"Доходная часть республиканского бюджета увеличена на 1,5 трлн тенге, в том числе за счет улучшения налогового и таможенного администрирования, а также привлечения целевого трансферта из Национального фонда на 800 млрд тенге. Целевые трансферты стали простым источником для увеличения доходов бюджета. Концепция управления госфинансами до 2030 года определяет, что за счет целевых трансфертов необходимо финансировать антикризисные программы и социально значимые проекты", — подчеркнул сенатор.
Он добавил, что отсутствие четких законодательных определений позволяет финансировать проекты, не подпадающие под концепцию использования средств Нацфонда.
"Например, из Нацфонда предусмотрено финансирование проекта по производству бытовой техники в Сарани на 5 млрд тенге или реконструкция административных зданий на 21,3 млрд тенге. Необходимо ввести четкие критерии для определения проектов, которые могут финансироваться за счет целевых трансфертов, и усилить контроль за использованием этих средств", — пояснил Макежанов.
Кроме того, расходы на обслуживание правительственного долга увеличены на 83,7 млрд тенге, что в сочетании с погашением госдолга составляет 20% от расходов.
"С учетом будущих пиков погашения госдолга, к 2025 году соотношение госдолга может составить 22,8% от расходов. Необходимо провести переоценку востребованности заемных средств и рассмотреть возможность их досрочного погашения", — предложил депутат.
Он также считает целесообразным рассмотреть вопрос оптимизации налоговых льгот для увеличения доходной части бюджета.
По данным министерства финансов, сумма налоговых льгот составила 8,2 трлн тенге. Эти льготы имеют бессрочный характер, и их потери не признаются расходами бюджета.
"Налоговые льготы должны способствовать развитию экономики. Однако текущие механизмы регулирования недостаточно эффективны из-за отсутствия критериев риска и процедур контроля. Необходимо улучшить мониторинг и анализ эффективности налоговых льгот на законодательном уровне", — уточнил сенатор.
По его словам, необходимо усилить работу по повышению эффективности налоговых льгот.

