Вход

Субсидии для автопарков Астаны превысили ожидания втрое

09 октября 2018 01:00

В 2023 году на субсидирование пассажирских перевозок в Астане из местного бюджета было выделено 2,48 млрд тенге. Об этом сообщили в Управлении транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры столицы.

Рост субсидий объясняется началом выплат по кредитам на приобретение новых автобусов, которые были куплены на заёмные средства. В 2014 году было закуплено 368 автобусов с использованием займа немецкого банка Commerzbank AG на сумму 100,4 млн евро сроком на семь лет. Средняя стоимость каждого автобуса составила 280 тыс. евро.

Во время второго обновления парка в 2017 году было приобретено 210 автобусов марки Iveco при поддержке Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР) на сумму 65 млн евро. Средняя стоимость автобусов составила 309 тыс. евро.

Согласно кредитному договору, ТОО "Астана LRT" обязано выплачивать основной долг и вознаграждение. Государственная гарантия отсутствует, но есть соглашение о поддержке проекта от акимата Астаны.

В следующем году объём субсидий может вырасти в пять раз. Девальвация тенге также может повлиять на увеличение поддержки, поскольку займы были взяты в иностранной валюте.

До 1 сентября объём субсидирования составил 2,4 миллиарда тенге, а к концу года ожидается, что сумма вырастет до трёх миллиардов тенге. На следующий год планируется выделить около 15 миллиардов тенге, сообщил заместитель руководителя Управления транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры Астаны Алихан Куатбеков.

Часть долга перед ЕБРР будет погашена в тенге, часть – в иностранной валюте. Льготный период кредитования составляет три года. В рамках проекта "Приобретение городских низкопольных автобусов в количестве 210 единиц" заключены договоры финансового лизинга в тенге с учётом процентной ставки не более 5,4%. Новые автобусы переданы в коммунальный автобусный парк.

Все новые автобусы используются перевозчиками и застрахованы. 70% пассажирского парка в Астане приходится на муниципальный автопарк № 1.

В августе сообщалось, что в 2016 году объём субсидий составил 138 млн тенге, в 2017 году – 373 млн тенге, а в 2018 году планировались субсидии в размере 800 млн тенге. Однако в сентябре стало известно, что субсидирование в 2017 году не производилось.

Долговая нагрузка ТОО "Астана LRT" в значительной степени ложится на жителей столицы. Более 81% налоговых поступлений и около 40% бюджета столицы формируется за счёт подоходного и социального налога с астанчан.

Согласно решению маслихата Астаны, установлен дифференцированный тариф на маршруты городского и пригородного транспорта: 90 тенге при безналичной оплате и 180 тенге при оплате наличными. Вопрос пересмотра тарифа пока не рассматривается.

Предполагалось, что введение дифференцированного тарифа и электронной оплаты увеличит собираемость средств, однако рост субсидирования свидетельствует о том, что перевозчики не справляются с выплатами по кредитам, что приводит к увеличению бюджетных расходов на субсидирование.

Майра Медеубаева

Источник