На пленарном заседании мажилиса в среду депутаты одобрили изменения в республиканский бюджет 2017 года. Обсуждение не затянулось — двух часов хватило, чтобы разобраться в нюансах предлагаемых финансовых перенаправлений. Основные вопросы касались увеличения доходов бюджета и причин неосвоения некоторых сумм, которые правительство перераспределяет на другие программы.
Министр национальной экономики Тимур Сулейменов объяснил, что изменения в бюджете связаны с улучшением экономической активности. ВВП за девять месяцев 2017 года вырос на 4,3%, средний курс составил 323,2 тенге за доллар (с начала октября — 341,1 тенге за доллар), а цены на нефть удерживаются на уровне 52 долларов за баррель.
Правительство ожидает, что по итогам года экономика вырастет на 3,4% (ранее прогнозировалось 2,5%). Рост промышленности ожидается до 6,2% (ранее — 3%), а объем добычи нефти увеличится с 81 до 84,5 миллиона тонн. Эти прогнозы стали основой для пересмотра макропараметров бюджета текущего года.
Доходы (без учета трансфертов) прогнозируются в размере 4,95 трлн тенге, что выше ранее утвержденного показателя на 60,8 млрд тенге. Основное перевыполнение ожидается по корпоративному подоходному налогу (на 61,3 млрд тенге), поступлениям от недропользователей (на 70,1 млрд тенге), а также по неналоговым поступлениям (на 37,4 млрд тенге) за счет незапланированных поступлений штрафов, дивидендов и части чистого дохода государственных предприятий.
Для сдерживания роста государственного долга и поддержания суверенного рейтинга страны предлагается сократить дефицит бюджета на 62 млрд тенге, или с 3,1% до 2,9% к ВВП (1,48 трлн тенге).
Расходы бюджета составят 11,17 трлн тенге, увеличившись на 1 млрд тенге. В рамках бюджетных программ перераспределено 65 млрд тенге. Министр финансов Бахыт Султанов пояснил, что дополнительные средства направят на три блока расходов.
"Первое — реализация инициатив и поручений главы государства и международных обязательств страны. Из них: 4,2 млрд тенге предусмотрено на реализацию инициативы президента "Рухани Жаңғыру"; 33,1 млрд тенге — на финансирование ранее повышенных должностных окладов военнослужащих и сотрудников органов внутренних дел; 22,2 млрд тенге будет направлено на продолжение строительства пусковых комплексов 2 и 3 и расширение академических блоков Назарбаев Университета; 20 млрд тенге предлагается направить на проведение поствыставочных мероприятий и ускорение работы по подготовке новых офисов на территории "Экспо". Второе — корректировка проектов и программ, реализуемых за счет целевого трансферта из национального фонда (73 млрд тенге). Дополнительные средства предлагается направить на завершение проекта "Строительство паромного комплекса в порту Курык и эксплуатация универсальных грузопассажирских паромов (вторая очередь)" — 16,9 млрд тенге; на обеспечение лизингового финансирования проектов обрабатывающей промышленности — 20 млрд тенге; на реализацию программы льготного автокредитования — 10 млрд тенге. Третье — перераспределение средств текущего года на приоритетные направления экономики. Так, по реальному сектору перераспределение осуществлено по таким программам, как развитие регионов до 2020 года (14,1 млрд тенге), развитие АПК (12,5 млрд тенге), развитие транспортной инфраструктуры и теплоэнергетики (23 и 11,2 млрд тенге соответственно). По социальному блоку осуществлено перераспределение на такие мероприятия, как оказание гарантированного объема бесплатной медицинской помощи (10,3 млрд тенге), строительство объектов здравоохранения и образования (2,9 млрд тенге) и развитие культуры (6 млрд тенге). На укрепление регионов дополнительно направлено 35,2 млрд тенге", — перечислил он.
Депутатов заинтересовали отдельные моменты бюджетных корректировок. Айкын Конуров выразил удивление намерением правительства выделить АО "НК "КазАвтоЖол" 50 млрд тенге на выполнение обязательств по договору доверительного управления государственным имуществом.
"В то же время, согласно независимому аудиторскому отчету, проведенному в компании, за 2016 год гарантированные расходы компании составили 187 миллиардов тенге. Мы видим, что в 2017 году компания практически погрязла в коррупционных скандалах: взятки, растраты, хищения на миллиарды тенге, также отличается слабым менеджментом, есть претензии к безопасности и качеству дорог. Возникает вопрос: зачем мы выделяем из бюджета 50 миллиардов тенге? Может, пора пересмотреть условия договора?" — спросил депутат.
Министр по инвестициям и развитию Женис Касымбек заверил, что эти деньги выделяются не для содержания "КазАвтоЖола", а будут направлены на софинансирование по займам, которые Казахстан привлекает на реконструкцию дорог республиканского значения. "По самой компании — она является заказчиком. Она не генерирует доходы и не имеет дополнительных источников. Сумма, которая ежегодно выделяется на содержание, на сопровождение проектов, техническое, лабораторное и другое, — это порядка 1,7 миллиарда тенге. По качеству дорог я могу сказать, что в последние годы мы не имеем серьезных нареканий. Мы ввели очень жесткие нормы по сопровождению проектов компаниями-подрядчиками после завершения проектов. По республиканским деньгам — компании в течение четырех лет имеют гарантийные сроки по содержанию и сопровождению дорог, по международным займам — от двух до трех лет. Могу заверить вас, что качество дорог на достаточно высоком уровне", — заявил министр.
Депутат Сергей Симонов выразил удивление логикой бюджетного планирования. В рамках программы поддержки бизнеса "Дорожная карта бизнеса — 2020" правительство предусмотрело уменьшение расходов на индустриальную инфраструктуру (всего 1,4 млрд тенге). И в том числе 237 млн тенге — уменьшение расходов в связи с переносом места строительства завода по переработке сахарной свеклы в СКО.
"Таким образом, получается, что выделили средства на подведение инфраструктуры заводу, хотя с местом строительства еще не определились. Данный факт свидетельствует о том, что проект изначально не был достаточно проработан. Как можно было предусматривать средства на инфраструктуру, если мы еще не определились с местным строительством? И почему мы ежегодно видим неэффективное планирование и такое же исполнение по программам, направленным на развитие экономики?" — недоумевает депутат.
Тимур Сулейменов объяснил, как происходит планирование таких расходов. Вначале подает заявку инвестор, эта заявка рассматривается на региональном совете, далее акиматом, а потом уже направляется в министерство нацэкономики, как к администратору бюджетной программы.
"При формировании бюджета все документы требуемые были представлены. Деньги были на этом основании зарезервированы. Вместе с тем мы получили письмо от акимата СКО о переносе своего производства непосредственно в облцентр, поэтому все документы и ПСД будут переделываться, соответственно, потребности в сумме 237 млн тенге на этот год не возникает", — сказал министр.
При этом он заверил, что процедура отбора заявок "достаточно строгая".
"Все проходит через областной рекомендационный совет и акимат. Здесь ответственность местных исполнительных органов, поэтому будем работать с акиматами. Мы берем всегда письма-гарантии, что средства будут освоены", — добавил г-н Сулейменов.
Но, поскольку ответа на уже почти риторический вопрос "почему так получилось и как долго будет продолжаться" не прозвучало, дополнить ответ взялся заместитель премьер-министра Ерболат Досаев: "Проект по сахарному заводу был заявлен, и объявлено, что собственник вложит деньги, и мы хотим работу начать в следующем году. Документы и ПСД были предоставлены в полном пакете. Хотел бы еще раз отметить, что качество работы проектов и акиматов, которые просят помощи в виде подведения инфраструктуры, является краеугольным камнем. Поэтому мы работу начинаем, в тех изменениях и дополнениях вы нас в бюджетном законодательстве поддержали, поднимаем ответственность не только руководителей самих администраторов бюджетных программ, но и местных исполнительных органов, которые должны предоставить качественные бумаги и четкие проекты, которые будут реализовывать в этом году", — заявил он, по сути, вновь пообещав от имени правительства усилить ответственность чиновников. Депутаты вновь обещаниям поверили и пакет бюджетных корректировок одобрили.
Ирина Севостьянова

