Вход

Поддержку бизнеса поставили под сомнение

22 мая 2017 07:26

Счетный комитет по контролю за исполнением республиканского бюджета провел анализ программы "Дорожная карта бизнеса - 2020" (ДКБ-2020). На ее реализацию в период с 2011 по 2016 год было выделено 246 млрд 131,1 млн тенге из бюджета и Национального фонда. Однако, как отмечают в Счетном комитете, оценить результаты программы пока сложно, поскольку информация о достижении целевых индикаторов будет доступна только в 2020 году.

Тем не менее, некоторые итоги можно подвести, сопоставив данные о реализации программы с налоговыми поступлениями. Так, в 2016 году из республиканского бюджета на ДКБ-2020 было выделено 56 млрд 742,9 млн тенге, из которых 99,8% средств освоено. Однако не освоено 110,9 млн тенге, сэкономленных на оплате услуг консультантов и гарантировании кредитов. Также местные органы не освоили 1 млрд 658,5 млн тенге, из которых 1 млрд 452,5 млн тенге были выделены из Нацфонда на инфраструктуру.

По планам, к 2020 году доля обрабатывающей промышленности в ВВП должна составить не менее 12,5%, а объем выпуска продукции малого и среднего предпринимательства (МСП) увеличиться в 1,5 раза от уровня 2014 года. По итогам 2016 года доля обрабатывающей промышленности составила 10,7% ВВП, а выпуск продукции вырос на 8,3% по сравнению с 2014 годом.

Количество активных субъектов МСП должно было вырасти на 50% от уровня 2014 года. На начало 2017 года их число увеличилось на 37%, составив 1 млн 185 тыс. 163 единицы. Число занятых в МСП выросло на 58,2%, достигнув 3 млн 074 тыс. 777 человек.

Согласно Министерству национальной экономики, за 2013-2015 годы в рамках ДКБ-2020 было создано 67,4 тыс. рабочих мест. Однако данные комитета государственных доходов показывают, что в 2014-2015 годах было создано только 12,5 тыс. рабочих мест.

По отчету Правительства, за 2015 год в рамках программы было выплачено 343,5 млрд тенге налогов, выручка составила 3,5 трлн тенге, чистая прибыль – 78,8 млрд тенге, а сохранено и создано 252 тыс. рабочих мест. Объем выплаченных налогов в три раза превышает объем субсидий, что указывает на высокую эффективность программы.

Однако, по данным комитета госдоходов, 14,6% участников программы в 2013 году не платили индивидуальный подоходный налог. Кроме того, за период с 2005 по 2015 год количество активных субъектов МСП выросло в 2,5 раза, но их финансовые результаты ухудшились вдвое.

В 2014 году объем продукции и услуг МСП составил 13 трлн 666,2 млрд тенге с прибылью до налогообложения 1 трлн 557 млрд тенге. В 2015 году объем продукции составил 13 трлн 212,8 млрд тенге, но с убытком в 1 трлн 350,3 млрд тенге. В 2016 году объем продукции достиг 14 трлн 308,4 млрд тенге, но оценки прибыли пока нет.

Счетный комитет выявил, что свыше 30% получивших микрокредиты в сельской местности не зарегистрированы в налоговых органах. В некоторых регионах этот показатель превышает 50%.

13% участников программы, получивших поддержку через АО "Фонд "Даму" в 2014-2015 годах, сдавали налоговую отчетность с нулевыми показателями. В среднем 14,6% участников программы не платили индивидуальный подоходный налог за 2,5 года.

Согласно данным КГД, совокупный доход субъектов предпринимательства, участвовавших в программе, в 2015 году увеличился лишь на 1% по сравнению с 2013 годом, тогда как налогооблагаемая база сократилась в три раза.

Счетный комитет также отметил уменьшение расходов на одного жителя во всех регионах, кроме Мангистауской, Северо-Казахстанской областей и Алматы. Между тем, доля социальных трансфертов в доходах населения растет, а доходы от труда падают, что ставит под сомнение заявления об увеличении занятости в предпринимательстве.

Несмотря на общий рост числа субъектов бизнеса с 2005 года, число средних предприятий с 2010 по 2014 год сократилось почти вдвое. В 2016 году их число приблизилось к уровню 2005-2006 годов, а число крестьянских хозяйств практически не изменилось за 10 лет.

В целом, каждый седьмой участник программы ДКБ-2020 за 2,5 года не платил индивидуальный подоходный налог, что вызывает сомнения в достоверности данных о росте числа бизнес-субъектов.

Ирина Севостьянова

Источник