Недавний снегопад в Алматы, вызвавший транспортный коллапс, подчеркнул необходимость новых решений для предотвращения подобных ситуаций в будущем. Как отметил руководитель управления пассажирского транспорта и автомобильных дорог Максут Исахов, первым шагом станет дальнейшее строительство развязок в рамках проекта малого транспортного кольца.
Проект включает скоростную трассу длиной 66 км, соединяющую улицы Саина, Аль-Фараби, Восточную объездную и Рыскулова. В этом году введены две развязки — на пересечении улиц Рыскулова и Саина, а также Толе-би и Восточной объездной. В ближайших планах — открытие развязки на пересечении Северного кольца и улицы Бокейханова. В следующем году планируется строительство еще двух развязок — на пересечениях улиц Рыскулова с Емцова и Кульджинским трактом.
Г-н Исахов утверждает, что отсутствие светофоров и наземных переходов обеспечит быстрое движение на кольце. В этом году также начато строительство пяти надземных переходов.
Город для пешеходов
На 2016 год управление получило около 38 млрд тенге, из которых освоено более 25 млрд. В рамках транспортной реформы, помимо создания выделенных полос для общественного транспорта, было отремонтировано и построено 150 тыс. кв. м тротуаров.
"Мы продолжаем работу в этом направлении, стремясь сделать город удобным для пешеходов и пассажиров, а не для автомобилистов. Мы не расширяем дороги, так как это привлекает больше автомобилей", - поясняет он, отмечая, что такие меры применяются во всем мире.
Он уверен, что в Казахстане также нужно усложнять условия для автомобилистов и облегчать их для общественного транспорта. В этом направлении уже ведется работа.
В этом году выделены новые места для платных парковок. "В этом году в Алматы 3000 платных парковок, в следующем году планируется довести их количество до 20000", - говорит он.
Система "Онай"
Улучшение работы общественного транспорта связано с внедрением системы электронного билетирования "Онай". Переход на эту систему предусматривался программой развития пассажирских и грузовых перевозок на 2012-2016 годы и направлен на выведение из теневого оборота денежных средств. Однако не все остались довольны нововведением, особенно водители, чьи доходы сократились. Некоторые из них даже вышли на забастовку, вследствие чего были уволены. Пассажиры также жаловались на неудобства оплаты и списание двойных сумм.
Несмотря на недовольство, г-н Исахов считает, что система позволяет точно подсчитывать пассажиров и определять число льготников. "Мы компенсируем перевозчикам половину суммы от льготного проезда. Теперь, благодаря собранным данным, выплачиваем точную сумму", - отмечает он.
Собранные данные позволяют государству субсидировать убыточных перевозчиков. В этом году впервые внедрена система компенсации убытков перевозчиков, на что выделено около 2,5 млн тенге, из которых 1,5 млн уже выплачено за 11 месяцев. "Наше законодательство предусматривает субсидирование убытков за каждого пассажира. Для этого нужна электронная система билетирования", - утверждает руководитель.
По его словам, доходы города после внедрения "Онай" составят около 15 млрд тенге, однако в идеале годовой доход должен быть 22 млрд.
Максут Исахов уверен, что для сокращения оплаты наличными необходимо ввести дифференцированный тариф, при котором оплата наличными будет дороже. Предложение уже направлено в парламент.
Роль частного сектора
В городе за общественный транспорт отвечают 17 предприятий, обслуживающих 106 маршрутов, из которых 8 троллейбусных.
Передача трех автобусных парков компании "Green Bus Company" на пять лет без права выкупа позволила добиться значительных результатов. Компания инвестировала 6 млрд тенге, из которых 4 млрд пошли на покупку 137 автобусов, 1 млрд на погашение долгов, и 890 млн на запчасти и ремонт.
"Они заключили выгодное соглашение с китайской компанией Yutong. Ожидается, что товар прибудет в следующем месяце, и к началу следующего года автобусы будут отремонтированы", - говорит Максут Исахов.
Проблемы с девальвацией
Проект "Легкорельсового трамвая" (ЛРТ), который планировали реализовать в 2014 году, был задержан из-за девальвации. "Проект стал дорогим для бюджета, и нам поручено проработать варианты его реализации с другими инвесторами", - утверждает он. В планах — реализация проекта без привязки к доллару, привлекая китайские и российские компании.
"Аким города поручил, чтобы кредит был в тенге. Также рассматривается возможность реализации проекта за бюджетные деньги", - отмечает он.
Позитивные изменения
Планируется реализация проекта скоростного автобусного транспорта – BRT. "Строительство первых восьми километров начнется в этом году. Это выделенная полоса для общественного транспорта с отдельными светофорами. Автобусы будут отделены от другого транспорта и курсировать беспрепятственно", - делится г-н Исахов. Стоимость проекта составит 33 млрд тенге, из которых 6 млрд уйдет на строительство первого участка.
После введения в эксплуатацию четырех станций метро – "Достык", "Сарыарка", "Калкаман" и "Автовокзал западный", маршрутная сеть города будет пересмотрена и станет максимально связанной с метро, что позволит исключить транспортные коллапсы.
Татьяна Киселёва

