В парламент поступил новый пакет поправок в законодательство, касающийся развития местного самоуправления. Эти изменения предусматривают переход местных структур на самостоятельные бюджеты после 2020 года.
На данный момент аппараты акимов городов районного значения, сел, поселков и сельских округов не имеют собственных бюджетов. Тем не менее, они управляют 19 бюджетными программами, средства на которые выделяются из районного бюджета и утверждаются маслихатами.
У местного самоуправления также имеются контрольные счета наличности (КСН), предназначенные для оперативного решения вопросов местного значения. На эти счета поступают четыре вида налогов: индивидуальный подоходный налог с доходов, не облагаемых у источников выплаты (индивидуальных предпринимателей), налог на имущество физических лиц, налог на транспорт с физических лиц и земельный налог с физлиц на земли населенных пунктов. С 2016 года добавились налоги с юридических лиц на транспорт и земельный налог. Средства с КСН расходуются акимами по согласованию с собранием местного сообщества.
Для достижения полной самостоятельности правительство планирует сделать бюджеты местного самоуправления четвертым уровнем государственного бюджета. Однако переход будет осуществляться поэтапно: с 2018 года в населенных пунктах с населением более 2 тысяч человек, а после 2020 года повсеместно.
Согласно законопроекту, доходная часть самостоятельного бюджета местного самоуправления будет состоять из налоговых и неналоговых поступлений, субвенций из районного бюджета и целевых трансфертов из вышестоящих бюджетов. На первом этапе утверждение самостоятельного бюджета возложено на маслихат района, но в будущем планируется создать представительный орган местного самоуправления для этой задачи.
Одной из проблем, отмечаемых правительством, является коммунальная собственность. В настоящее время вся коммунальная собственность на селе управляется районными акимами. Для формирования самостоятельного бюджета необходимо создать институт коммунальной собственности местного самоуправления, включив в него средства самостоятельного бюджета. Только после этого можно будет переходить на самостоятельный бюджет.
База поступлений не расширится. Налоговые поступления будут включать ИПН по доходам физических лиц, налог на имущество, земельный налог и налог на транспортные средства, а также плата за размещение наружной рекламы. Неналоговые поступления будут включать штрафы, добровольные сборы и доходы от коммунальной собственности. Возможны поступления от продажи госимущества и трансферты из вышестоящих бюджетов.
Расходы будут закреплены законодательно. Средства будут направляться на содержание аппарата акима, обеспечение деятельности по записи актов гражданского состояния, дошкольное воспитание, организацию бесплатного подвоза детей, оказание социальной помощи, содержание мест захоронений, освещение улиц, благоустройство, строительство и ремонт дорог, организацию водоснабжения, обеспечение занятости и поддержку культурных мероприятий.
По прогнозам правительства, такие меры повысят самостоятельность населения в решении местных вопросов и активность граждан, что приведет к улучшению уровня жизни.
Ирина Севостьянова

