Вход

Увеличение взносов ОСМС: как это отразится на зарплатах казахстанцев

06 апреля 2025 04:00

Эти изменения коснутся более 500 тысяч человек. Новые поправки в законодательство предусматривают увеличение верхнего предела для уплаты взносов в систему ОСМС в пять раз — с 10 минимальных заработных плат (около 85 тыс. тенге) до 50 минимальных заработных плат (приблизительно 4,2 млн тенге). Ожидается, что нагрузка на работников с высокими доходами увеличится, а государство постепенно сократит свою долю в финансировании здравоохранения. Об этом заявила министр здравоохранения Акмарал Альназарова. Как данные реформы повлияют на зарплаты, медицину и экономику страны, вместе с экспертами разбирался корреспондент inbusiness.kz.

Неизбежное увеличение расходов

Профессор Вячеслав Локшин поддерживает предложение министерства здравоохранения об увеличении порога ОСМС, отмечая, что стоимость медицинских услуг и зарплата медиков неизбежно будут расти. По его словам, финансирование здравоохранения в Казахстане остается низким — около 4% ВВП, тогда как в других странах этот показатель значительно выше. Например, в Европе расходы на здравоохранение составляют 8-9% ВВП, а в США достигают 17%. В то же время страховые взносы в Казахстане минимальны — всего 1-2%, тогда как в странах Балтии они значительно выше.

Вячеслав Локшин подчеркивает, что качественное здравоохранение требует достаточного финансирования. В идеальных условиях Казахстан мог бы полностью финансировать систему из государственного бюджета, но в реальности таких возможностей нет. Именно нехватка средств заставляет государство увеличивать налоги и страховые взносы. По его мнению, это вынужденная мера, поскольку других вариантов пока нет.

“Страховая медицина сегодня — это вынужденная мера. Если государство богато, оно может обеспечить все. В Эмиратах за все платит государство, но наше государство, к сожалению, не может так поступать. Поэтому мы выбрали социальное страхование, которое позволяет обеспечить некоторую медицинскую помощь всем. Все платят немного, но те, кто заболевает, получают помощь, и иногда эта помощь стоит десятки миллионов тенге. Например, онкология, лечение редких заболеваний, ЭКО. Другого выхода нет. Если государство говорит: 'у меня нет денег', то остается только поднять страховые взносы. Поэтому предложение министерства здравоохранения совершенно оправдано”, - сказал он.

При этом около 3 млн граждан не делают налоговых отчислений вовсе, но все равно получают экстренную медицинскую помощь за счет бюджета.

Говоря о возможном влиянии повышения взносов на зарплаты, эксперт считает, что рост ставки с 3% до 5% будет посильным, но если введут 10% НДС, то это может привести к уходу части платежей в “тень”. Он также подчеркивает, что, несмотря на высокие налоговые отчисления, качество оказываемых услуг не всегда соответствует ожиданиям.

По мнению Вячеслава Локшина, также необходима оптимизация расходов: важно повышать производительность труда, сокращать ненужные койко-дни и минимизировать необоснованные назначения, как МРТ и КТ. Он считает, что стационары должны работать интенсивнее, а первичная медицинская помощь — эффективнее вести пациентов.

“Я за то, чтобы у нас было качественное здравоохранение, а оно не может стоить меньше чем 5-7% ВВП. Недавно премьер-министр говорил о том, что ВВП у нас выросло за последние 5-6 лет, но этого недостаточно. Расходы на здравоохранение растут быстро, дорого стоит оборудование, расходные материалы. Поэтому каждое назначение, каждый стандарт должен быть пересмотрен, и мы должны давать только то, что необходимо. Лишние МРТ, КТ тоже надо убирать, особенно ненужные койко-дни. Это беспокоит меня больше всего, что мы долго держим людей в стационарах. Стационар должен интенсивно лечить, как западные больницы. Должна быть хорошая первичная помощь, хороший профосмотр, вовремя диагностика и интенсивное лечение. Операция и выписка через 2-3 дня, а остальное дополучать амбулаторно”, - считает специалист.

Говоря о том, приведет ли повышение порога ОСМС к улучшению качества медицинских услуг, Вячеслав Локшин отметил, что это позволит пациентам требовать лучшего сервиса и качества лечения. Он отмечает, что особенно дорого обходятся онкологические заболевания, операции на сердце и шунтирование. Однако в стране наблюдается нехватка врачей, а также тенденция к избыточному направлению пациентов к узким специалистам, когда с проблемами могли бы справляться педиатры или терапевты.

Возможный рост налоговой нагрузки

Экономист Жанат Нургалиев считает, что повышение порога ОСМС приведет к значительному увеличению суммы удержаний с доходов работников. В настоящее время максимальный платеж составляет 17 тыс. тенге, однако с принятием поправок он может вырасти до 85 тыс. тенге, то есть увеличится в пять раз. Это неизбежно сократит реальный доход сотрудников и увеличит нагрузку на работодателя.

По мнению Жаната Нургалиева, работодатели вряд ли станут компенсировать рост отчислений за счет снижения зарплат, особенно для высококвалифицированных специалистов, которых необходимо удерживать. Однако специалистам могут предложить отказаться от корпоративной страховки или оптимизировать ее. Что касается стоимости медицинских услуг, то по мнению экономиста текущее недофинансирование отрасли государством приводит к увеличению нагрузки на частный сектор и работников.

“Государство выплачивает взносы за 15 льготных категорий граждан в размере 7 285 тенге, однако этих средств недостаточно для полноценного финансирования отрасли. В результате недостающая сумма перекладывается на работников и частный сектор, которые вынуждены покрывать кассовые разрывы. Постепенно государство сокращает свое участие в финансировании медицины: если сейчас 57% средств поступает из не гарантированного объема бесплатной медпомощи (ГОБМП) и 43% — из ОСМС, то в будущем планируется изменить эту пропорцию до 32% и 68% соответственно. Это означает, что система здравоохранения в перспективе станет почти полностью зависимой от взносов граждан и бизнеса”, - говорит эксперт.

Экономист считает, что если государство повышает ставки и пороги для граждан, то оно должно также увеличить собственное финансирование медицины. Кроме того, он подчеркивает важность прозрачности расходования средств: граждане должны получать уведомления о том, сколько было потрачено на их медицинские услуги.

“Что касается справедливости изменений, то если смотреть в процентном соотношении, то люди с высокой зарплатой платят меньший процент, за счет того, что верхний порог 850 тыс. По сути повышение порога ОСМС - это разновидность налога на роскошь, чтобы богатые платили больше, и чтобы была возможность для социальных уязвимых слоев оказывать медицинские услуги. Возможно в этом есть логика, но при этом государство должно показать финансовые потоки, чтобы не было коррупционной составляющей и неэффективного использования средств. Должно полностью оцифровать систему, показать денежные потоки”, - делится Жанат Нургалиев.

По мнению экономиста, улучшение качества медицинских услуг в Казахстане возможно, если будет ликвидирована практика ведомственных поликлиник с льготными условиями, а чиновники начнут лечиться внутри страны, а не за границей. Экономист также считает, что государство должно поддержать медицинский бизнес, в первую очередь обеспечив достаточное финансирование отрасли.

“На сегодняшний день со стороны государство отрасль недофинансируется за счет того, что тарифы со стороны государство не пересматриваются. Государство всячески пытается урезать финансирование отрасли здравоохранения. Здесь нужно чтобы оно полностью взяло на себя обязательства по финансированию отрасли. Если они говорят, что денег нет, тогда надо оптимизировать другие отрасли, где высокая коррупционная составляющая и направлять на сферы здравоохранения, образования, развитие человеческого капитала”, - считает эксперт.

Повышение порога взносов ОСМС неизбежно скажется на доходах казахстанцев, но одновременно оно создает шанс на улучшение качества медицины. Однако эксперты подчеркивают, что без прозрачности финансирования и эффективного управления средствами результат может быть далек от ожидаемого. Кроме того, остаются вопросы о том, как распределяются средства внутри системы, насколько эффективно тратятся бюджетные деньги и сможет ли повышение взносов действительно изменить ситуацию в здравоохранении к лучшему.

Источник