В последние недели обсуждение налоговой реформы в Казахстане стало более активным, особенно после заявлений президента Касым-Жомарта Токаева о необходимости поиска оптимальных решений. По мнению экспертов, новая ставка НДС в 16% может быть лишь временным решением, и в будущем вопрос о повышении может снова стать актуальным. Специалисты предложили альтернативные пути снижения бюджетного дефицита, включая оптимизацию государственных расходов и улучшение таможенного администрирования, сообщает inbusiness.kz.
На расширенном заседании правительства в январе министр национальной экономики Серик Жумангарин предложил повысить ставку НДС с 12% до 20%, сократить налоговые льготы и снизить порог обязательной регистрации плательщиков НДС. Однако вскоре президент поручил правительству сделать ставку дифференцированной.
На данный момент правительство предлагает установить НДС на уровне 16% и сделать ставку дифференцированной. Если изменения будут приняты, то от уплаты НДС освободят производителей сельскохозяйственной продукции, а для ряда отраслей установят промежуточную ставку в размере 10%.
Партнер Dasco Consulting Group Тахир Аслялиев отметил, что такой подход широко применяется во многих странах. Например, для высокодоходных и спекулятивных отраслей могут быть установлены ставки в размере 18-20%, тогда как для приоритетных для государства секторов, таких как сельское хозяйство, нефтегазохимия и IT, возможны льготные или нулевые ставки.
"Пониженную ставку НДС можно применять для отраслей с потенциалом роста, которые могут стать источником экономического развития для Казахстана. Это может быть пищевая промышленность, нефтегазохимия, мелкоузловая сборка автомобилей и создание базовых материалов для горнопромышленности. Помимо производства товаров, это может работать и в секторе услуг, например, для креативных секторов, таких как кинотеатры, кинопроизводство и IT-услуги. Для таких отраслей должна быть дифференциация, стимулирующая пониженные ставки НДС", – отметил эксперт.
Генеральный директор AERC Жаныбек Айгазин также поддерживает дифференциацию ставок НДС, но считает, что необходимо учитывать покупательскую способность населения и техническую готовность налоговой системы.
"В Китае существует трехступенчатая система НДС – 6%, 9% и 13% в зависимости от вида товара и услуги. Казахстан тоже может рассмотреть такой вариант, но вопрос в том, насколько наша налоговая система готова к этому", — отметил он.
Айгазин отметил, что повышение НДС до 20% не решит всех бюджетных проблем страны, как ожидает правительство. Кроме того, снижение порога уплаты налога до 15 млн тенге изменит конкурентную среду среди предпринимателей.
"Возможно, для бюджета ставка 20% в какой-то мере решит вопрос. На первый год, возможно, будет рост налоговых поступлений. Но на следующий год экономика подстроится под данную ставку, и налоговые поступления могут упасть. К примеру, все облагаются НДС, и все начнут брать себе зачет", – заявил эксперт.
По мнению Тахира Аслялиева, изначально предложенная ставка 20% была завышена намеренно, чтобы оставить пространство для переговоров. По его мнению, государству необходимо обеспечить такую ставку, которая позволит решить три ключевые задачи:
С учетом вышеперечисленных задач государство, по мнению Аслялиева, возможно, примет ставку НДС на уровне 16%. Однако это будет лишь временная мера.
"Под давлением бизнеса и общества правительство, вероятно, остановится на ставке 16%. Но этого может оказаться недостаточно, и через 2-3 года вопрос пересмотрят. Если налоговых поступлений будет недостаточно для решения этих трех задач, то, вероятно, ставку НДС придется повысить, например, с 16% до 18%", — предположил он.
Изначально министерство национальной экономики прогнозировало, что повышение ставки НДС до 20% должно было привести к увеличению налоговых поступлений на 6-7 трлн тенге. Однако, по мнению экспертов, эта сумма может оказаться завышенной. В частности, изменения в пороге по НДС и сокращение числа видов деятельности, подпадающих под розничный налог, могут снизить реальные поступления в бюджет до 3-3,5 трлн тенге, что явно недостаточно для покрытия дефицита бюджета в 10 трлн тенге.
Поэтому в свете последних замечаний президента правительству необходимо пересмотреть не только налоговую систему, но и бюджетные расходы. Аслялиев предложил два ключевых направления экономии: жесткая оценка целесообразности бюджетных расходов и повышение эффективности госзакупок и государственной поддержки.
По мнению Аслялиева, существует много мер господдержки, которые работают неэффективно и требуют пересмотра. Это, в свою очередь, поможет оптимизировать бюджет и снизить необходимость в повышении налогов.
В свою очередь Жаныбек Айгазин считает, что оптимизация возможна и в системе госуправления.
"Около 14% бюджета уходит на зарплаты госслужащих. Возможно, здесь есть резервы для экономии. Также нужно анализировать несеквестируемые расходы на социальное обеспечение, здравоохранение и образование: какие функции можно передать на рынок или цифровизовать?" — предложил он.
Еще один способ снизить зависимость бюджета от НДС – усиление таможенного администрирования. Это позволит увеличить налоговые поступления от внешней торговли. Кроме того, есть неналоговые поступления, такие как дивиденды госкомпаний и доходы от валютных резервов. Однако они нестабильны и зависят от внешних факторов, например, цен на нефть.
"Помимо налоговых поступлений есть еще неналоговые доходы. Среди них два основных, но они оба достаточно волатильны. Первые – это дивиденды от государственных предприятий. По большому счету, основу среди них составляет "Самрук-Казына", а внутри фонда – поступления от "КазМунайГаза", который, в свою очередь, сильно зависит от мировой цены на нефть. Соответственно, когда мировая цена на нефть низкая, доля неналоговых поступлений в форме дивидендов снижается и бюджет недополучает доходы", — пояснил эксперт.
Подводя итоги, можно сказать, что повышение ставки НДС – это неизбежность и новая реальность, в которой нам предстоит жить. Остается надеяться, что власти найдут компромиссное решение, которое будет комфортным как для бизнеса, так и для государственного бюджета и казахстанцев. При этом стоит помнить, что устойчивость бюджета зависит не только от налоговой нагрузки, но и от эффективности государственных расходов.

