Inbusiness.kz продолжает серию интервью в рамках обсуждения нового проекта Налогового кодекса. Сегодня мы поговорим о налогообложении граждан, работающих через интернет-платформы. Эту тему комментирует налоговый консультант и руководитель компании Angels Niko Advisory Вера Капацина.
– Вера Ивановна, как новый Налоговый кодекс влияет на самозанятых, работающих через интернет-платформы?

– Новый кодекс вводит специальный режим “платформенная занятость” для самозанятых. Это деятельность, осуществляемая через интернет-платформы, которые связывают оператора, заказчика и исполнителя. Примеры таких платформ: такси, доставка, перевозки.
Вопрос в том, кто должен платить налоги: самозанятый (например, курьер) или оператор платформы. Ранее предполагалось, что налоги платит оператор как налоговый агент. Сейчас в кодексе это не уточняется.
Я считаю, что оператор должен брать на себя эту обязанность, чтобы процесс был прозрачным.
– Какие налоговые ставки предусмотрены?
– В кодексе указана ставка 0%, но при этом говорится об удержании и перечислении налогов. Это вызывает путаницу. Законодатель должен четко установить ставки, чтобы избежать недопонимания.
Также нужно определить, какие доходы учитываются. Например, доходы от работы на платформе должны быть основными. Это не прописано в кодексе.
Еще одна проблема – социальные платежи. Как определить пороги, если человек работает на нескольких платформах? Операторы не видят доходы друг друга.
Также стоит вопрос о налогообложении наличных средств. Кто платит налог, если оплата происходит наличными?
– Как решается вопрос с ИП в проекте НК?
– Важно, должен ли человек быть зарегистрирован как ИП для применения этого режима. Платформенная занятость предназначена для самозанятых, не имеющих статуса ИП. Однако пилотный проект предполагал использование мобильного приложения, доступного только ИП. Возникает путаница: нужно ли закрывать ИП, чтобы стать самозанятым?
Новый кодекс не предлагает комплексного решения. Нужно более четкое регулирование, так как это затрагивает многих работников сферы доставки и перевозок. Первый вариант кодекса был более подробным, второй оставил лишь одну статью, что создает трудности.
Ранее Вера Капацина отметила, что новый Налоговый кодекс убирает предупреждения о проверках для бизнеса.

