Министерство национальной экономики Казахстана внесло изменения в проект Налогового кодекса, исключив из него норму о 8% налоге при B2B-продажах. Это решение было принято после активных обсуждений среди предпринимателей, сообщает inbusiness.kz.
В обновленной версии кодекса для специального налогового режима (СНР) для малого бизнеса установлена единая ставка в 2%. Однако введена новая норма, вызвавшая недовольство среди представителей малого и среднего бизнеса (МСБ). Теперь налогоплательщики, использующие общеустановленный режим налогообложения (ОУР), могут включать затраты на приобретение товаров, работ и услуг у субъектов СНР в первоначальную стоимость с ограничениями: 80% от стоимости товаров, работ, услуг, приобретенных у индивидуальных предпринимателей; 40% от стоимости товаров, работ, услуг, приобретенных у юридических лиц.
Налоговый эксперт Елена Коломейцева выразила обеспокоенность по поводу новой редакции проекта изменений Налогового кодекса, опубликованной 24 июля. По ее словам, в отличие от предыдущей версии, размещенной на портале нормативно-правовых актов, где предприниматели могли оставлять комментарии, текущая версия доступна на сайте министерства нацэкономики без возможности внесения замечаний. Это может означать, что проект в его нынешнем виде будет передан на подписание президенту после одобрения мажилисом и сенатом.
Коломейцева отмечает, что проект содержит множество ссылок на статьи действующего Налогового кодекса, который должен быть отменен 31 декабря. Если проект будет принят в текущей редакции, получится гибридный документ, объединяющий элементы старого и нового кодексов. Механизм работы такого документа остается неясным, и он требует дальнейшей доработки.
"Важный вопрос касается перехода на специальный налоговый режим для малого бизнеса. Хотя известно, что будет единый СНР, проект нового Налогового кодекса не содержит правил перехода для предпринимателей, которые сейчас работают на патенте, упрощенном режиме или розничном налоге. Не ясно, будет ли переход автоматическим или потребует подачи заявления, и с какого момента он вступит в силу. Отсутствие четких правил перехода вызывает серьезные вопросы и неопределенность для предпринимателей. Кроме того, в проекте не предусмотрена возможность снижения налоговых обязательств по ИПН и НДС для налогоплательщиков, использующих ТИС (трехкомпонентная интегрированная система). Это серьезный удар для малого бизнеса, который не готов оплачивать налоги в полном объеме", – делится своими опасениями эксперт.
Одним из наиболее обсуждаемых изменений в проекте нового Налогового кодекса является возможность применения вычетов для контрагентов предпринимателей, работающих на СНР. В текущей редакции кодекса налогоплательщики, выбравшие специальные налоговые режимы, могли упрощенно исчислять налоги, а их контрагенты в полном объеме использовали приобретенные у них товары, работы и услуги в вычетах.
Однако в новой редакции предполагается ограничение возможности применения вычетов для контрагентов предпринимателей, работающих на СНР для малого бизнеса. Это значит, что юридические лица и ИП, находящиеся на общеустановленном налоговом режиме, не смогут в полном объеме использовать в вычетах товары, работы и услуги, приобретенные у предпринимателей, работающих на СНР для малого бизнеса. Это изменение вызвало резкое недовольство участников рынка и считается серьезным ударом по малому бизнесу.
"Действительно, новая редакция Налогового кодекса ставит предпринимателей перед трудным выбором. Если компания на общеустановленном режиме хочет приобрести товары, работы или услуги у ИП на СНР для малого бизнеса, она сможет отнести на вычет 80% от их стоимости. В случае приобретения товаров у ТОО, работающего на СНР для малого бизнеса, вычет составит всего 40%. Таким образом, проект Налогового кодекса лишает малый бизнес реальной возможности построения полноценных взаимоотношений с контрагентами, используя упрощенный режим взаиморасчетов с бюджетом. Контрагенты будут предпочитать работать с поставщиками на общеустановленном режиме, что создает скрытое давление на малый бизнес и может вытеснить его с рынка. Это вызывает резкое недовольство у предпринимателей и ставит под сомнение справедливость и эффективность нового Налогового кодекса. Предприниматели задаются вопросом: где право выбора, если работа с малым бизнесом на СНР для малого бизнеса приводит к потере вычетов и финансовым потерям контрагентов?" – подчеркивает Елена Коломейцева.
Также, по ее мнению, в проекте нового Налогового кодекса вводятся новые термины, механизмы и правила, без каких-либо разъяснений о причинах их введения и практическом применении. Например, в статье 131 проекта вводится новая категория налогоплательщиков, которые не смогут выписывать электронные счета-фактуры (ЭСФ) при отсутствии достаточной "балансовой суммы налога".
"Балансовая сумма налога" определяется как сумма НДС по счетам-фактурам, полученным от поставщиков, плюс НДС по импорту товаров из ЕАЭС, плюс НДС, уплаченный при приобретении работ, услуг от нерезидента. Если "балансовая сумма налога" меньше суммы НДС в выписываемом ЭСФ, то налогоплательщик не сможет его выставить, пока не доплатит недостающую сумму.
"Этот механизм является абсолютно новым и не имеет аналогов в предыдущих редакциях Налогового кодекса. Отсутствуют разъяснения от минфина и минэкономики о том, кого будет касаться это правило, в каких ситуациях оно будет применяться и как будет работать на практике. Такая неопределенность вызывает серьезную тревогу у предпринимателей, так как они не могут представить, как будет функционировать новый механизм и какие последствия он может иметь для их бизнеса", – отмечает эксперт.
Проект нового Налогового кодекса вносит кардинальные изменения в механизм уплаты НДС, отменяя привычную схему расчета налога по формуле "начисленный за квартал минус зачетный". Теперь обязанность по уплате НДС в бюджет может возникнуть практически при каждом выставлении счета-фактуры, что является колоссальным изменением и требует дополнительных разъяснений.
"Отсутствие комментариев от минэкономики о причинах введения этого механизма и о том, как будет работать новый порядок на практике, на каких налогоплательщиков он распространяется, вызывает беспокойство у предпринимателей. Необходимо провести устные брифинги, встречи или опубликовать краткие разъяснения на официальном сайте, чтобы обеспечить прозрачность и понимание новых правил", – резюмировала эксперт.

