Аналитики Halyk Finance выразили обеспокоенность по поводу новых подходов к налоговой реформе в Казахстане, отметив, что они не решат существующие проблемы налогово-бюджетной системы, сообщает inbusiness.kz со ссылкой на аналитический центр HF.
Специалисты подчеркивают, что в правительственных документах, касающихся нового Налогового кодекса, отсутствует описание стратегических целей налоговой реформы в Казахстане. Изменения обосновываются поручениями президента, но конечные цели остаются неясными. В презентациях, проведенных на площадке Института экономических исследований, также отсутствует анализ проблем налогово-бюджетной системы. Три презентации, представленные на данном мероприятии, были опубликованы в телеграм-канале Казахстанской ассоциации миноритарных акционеров.
Кризис в налогово-бюджетной системе Казахстана остается без внимания. В условиях высоких цен на нефть бюджет страны стал зависим от нефтяных доходов Нацфонда, хотя должно быть наоборот. В 2023 году только 55% расходов бюджета покрывались за счет ненефтяных доходов, остальное — за счет нефтяных доходов и роста государственного долга.
Эта зависимость создает проблему, так как при падении цен на нефть снизятся доходы бюджета и поступления в Нацфонд. Для поддержания расходов правительство может увеличить трансферты из Нацфонда, что приведет к быстрому его уменьшению и подорвет финансовую устойчивость страны.
Решением может быть снижение бюджетных расходов или увеличение ненефтяных доходов. Однако большая часть расходов направлена на социальные нужды и инфраструктуру, поэтому увеличение ненефтяных доходов остается единственным вариантом.
По данным ОЭСР, доля ненефтяных налоговых доходов в ВВП Казахстана значительно ниже средней по странам ОЭСР. Причины включают низкие налоговые ставки, узкую налоговую базу, высокую теневую экономику и налоговые льготы.
В презентации МНЭ говорится, что нововведения в Налоговом кодексе увеличат доходы на Т1,4 трлн. Однако аналитики HF сомневаются в этой цифре, так как нет четких объяснений, как меры увеличат доходы на Т1 трлн.
Сокращение налоговых льгот — отдельное поручение главы государства, но реформы в этом направлении противоречивы. Правительство планирует сократить льготы, но в то же время обсуждает их расширение для определенных секторов.
Аналитики отмечают, что общая сумма льгот в Т3,3 трлн не включает все недополученные доходы. Они оценивают их в Т4,5-5,5 трлн.
Международный опыт показывает, что дифференциация ставок — это негативная мера, усложняющая администрирование и повышающая коррупционные риски.
Например, увеличение ставки КПН для банков на 5% может привести к росту стоимости кредитов, но не решит проблемы налоговой системы.
Аналитики HF подчеркивают, что налоговое администрирование носит репрессивный характер, ухудшая инвестиционный климат. Необходимо запретить арест счетов без санкции суда.
Для устойчивости бюджета нужно вернуть налоговые ставки к уровням до 2006 года. Также необходима бюджетная реформа для повышения эффективности расходов и отмены неэффективных льгот.
Взносы на социальное и медицинское обеспечение являются стандартными налогами. Важно учесть их в налоговой реформе, повысив эффективность и расширив базу сбора.

