Премьер-министр Республики Казахстан Олжас Бектенов сообщил о новом решении в отношении владельцев старых автомобилей. Об этом он рассказал в ответ на запрос сенаторов, передает корреспондент inbusiness.kz.
Глава правительства отметил, что автовладельцы уже долгое время поднимают вопрос о пересмотре ставки транспортного налога для старых автомобилей.
"Они считают более справедливым, чтобы налог рассчитывался в зависимости от возраста и стоимости автомобиля. В связи с этим предлагается дифференцированный подход к налогообложению в зависимости от года выпуска автомобиля", – пояснил премьер-министр.
Предлагается ввести следующие понижающие коэффициенты к ставкам транспортного налога:
Правительство поддержало это предложение, однако обсуждение будет продолжаться.
"Сейчас рассматриваются различные варианты по этому вопросу. После принятия окончательного решения, конкретные цифры будут включены в проект нового Налогового кодекса", – добавил Олжас Бектенов.
Тем не менее, по информации "канала 31", некоторые эксперты опасаются, что это может стимулировать рост числа старых автомобилей в стране.
Программа льготного кредитования не принесла ожидаемых результатов, и доля новых автомобилей не увеличилась. У большинства граждан нет возможности приобрести новое авто.
"Необходимо стимулировать покупку новых автомобилей или предложить альтернативу. Это позволит сократить количество старых машин и повысить безопасность на дорогах", – отметил президент Ассоциации безопасности дорожного движения "Общая дорога" Арсен Шакуов.
Автовладельцы довольны новым решением. Индивидуальный предприниматель Ерлан Сагымбайулы подчеркнул, что транспортный налог является значительной нагрузкой.
"У меня автомобиль марки Lexus LX470, и налоговые органы насчитывают высокий налог из-за объема двигателя. В этом году сумма составила 431 964 тенге. Машина не новая, 2007 года выпуска, и через три года ей будет двадцать лет. Я жду снижения налогов на старые автомобили", – сказал он.
Ранее вице-министр финансов Ержан Биржанов отметил, что эта тема активно обсуждается как в правительстве, так и в Нацпалате "Атамекен". Автопроизводители не поддерживают снижение налогов на старые автомобили из-за возможного снижения спроса на новые авто.
"Предлагаем использовать понижающие коэффициенты для снижения налога на старые автомобили. Это справедливо, но есть и противники этой инициативы. Также предложены меры по снижению налоговой нагрузки на население", – пояснил вице-министр финансов.
В то же время количество старых автомобилей продолжает расти. По данным Национального бюро статистики, на март 2024 года в Казахстане зарегистрировано 5 миллионов 378,9 тысячи автомобилей.
Из них 88,1% – легковые автомобили, 9,9% – грузовые, 2% – автобусы. Доля автомобилей старше 20 лет составляет 45,1%.
Правительство совместно с бизнес-сообществом разрабатывает проект нового Налогового кодекса, который планируется ввести с 1 января 2025 года.
Парламенту потребуется время на анализ и внесение предложений, а до каникул остается немного времени. Депутаты требуют от правительства ускорить процесс.

