Два эксперта обсудили в очередном выпуске программы "Время говорить" на Atameken Business законопроект, который вводит определение "богатого человека" и устанавливает налоговые ставки на предметы роскоши. Например, при покупке автомобиля стоимостью 50 миллионов тенге предлагается установить пороговое значение для налогообложения по повышенной ставке.
Inbusiness публикует отрывок из дискуссии.
Данил Москаленко:
– Как вы считаете, нужен ли налог на роскошь?
Марат Каирленов, директор ТОО "Улагат консалтинг групп", экономист:
– Это сложный вопрос. В нашей стране крупные компании платят налог с оборота в размере 1,5-2%, тогда как индивидуальные предприниматели платят 3%, а физические лица – около 30%. Возможно, стоит изменить налоговую политику, чтобы крупные предприятия начали платить справедливые налоги. Ясно, что они недоплачивают, а от государства получают значительные льготы. Второй момент касается уровня жизни населения: расходы на продукты питания у нас сравнимы с самыми бедными странами мира.
Данил Москаленко:
– У нас 490 яхт в собственности физических лиц. Знаете, какой транспортный налог они платят? Всего 13 тысяч тенге.
Айдар Алибаев, экономист:
– Я согласен с коллегой: к крупным компаниям нужно подходить с более строгими мерами. Однако налог на роскошь необходимо вводить. Разговоры об этом идут не первый год, как и о декларировании доходов чиновниками. Но чиновники всячески откладывают эти вопросы. Иностранцы, приезжая к нам, удивляются: "Как же вы бедная страна? Все в Алматы, Астане и Шымкенте ездят на джипах". У нас есть люди, которые покупают целые подъезды в новостройках.
Данил Москаленко:
– Господин Алибаев, вы говорите о джипах. Предлагается, чтобы автомобили дороже 50 миллионов тенге облагались повышенным налогом. Это нормально или стоит снизить порог?
Айдар Алибаев, экономист:
– Порог можно снизить до 35 миллионов. Налог должен быть ощутимым, чтобы человек задумался, прежде чем покупать второй автомобиль. Но как только введут такой налог, начнут искать способы его обхода. Нужно определить круг родственников, на которых можно оформлять имущество.
Данил Москаленко:
– Думаю, многие уже задумываются о том, как переписать активы.
Марат Каирленов, директор ТОО "Улагат консалтинг групп", экономист:
– Не согласен с большинством аргументов. Да, у нас много джипов, но средний возраст автопарка – 20 лет. Джипы выбирают из-за плохих дорог или большой семьи. Второй момент: за последние годы цены на автомобили выросли в два-три раза из-за пошлин и сборов. Автомобиль за 35 миллионов тенге – это 70 тысяч долларов, в США за эти деньги можно купить люксовый автомобиль. Снимать последнюю стружку с населения неправильно.
Продолжение дискуссии можно посмотреть по ссылке.

