Вход

Қазақстанда салық түсімдерінің күрт өсуі байқалды

17 ноября 2022 06:16

Аналитический центр Ассоциации финансистов Казахстана (АФК) представил обзор консолидированного бюджета Республики Казахстан за первые девять месяцев 2022 года, сообщает inbusiness.kz.

Основные тенденции периода

  • Благоприятные цены на нефть и курс USDKZT, превышающие запланированные показатели (90 долларов за баррель, 460 тенге за доллар), в сочетании с позитивной динамикой экономического роста привели к значительному увеличению налоговых поступлений.
  • За период с января по сентябрь 2022 года было собрано 15,4 трлн тенге налогов, что на 71% или 6,4 трлн тенге больше по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года.
  • Более половины (51%) прироста поступлений связано с отчислениями в Национальный фонд, в том числе по НДПИ (+1,1 трлн тенге), КПН (+1,0 трлн тенге) и доле Казахстана в разделе продукции (+0,6 трлн тенге).
  • Таким образом, за три месяца до конца года выполнение плана по налоговым сборам на 2022 год составило 86% по сравнению с 76% годом ранее.
  • Планируется собрать 18,0 трлн тенге налогов за год, но очевидно, что этот план может быть перевыполнен.
  • Расходы консолидированного бюджета увеличились на 19% или 2,7 трлн тенге, достигнув 16,9 трлн тенге, что превышает доходную часть на 10% или 1,5 трлн тенге.
  • Большая часть прироста (59% или 1,6 трлн тенге) приходится на три статьи: образование (+652 млрд тенге), обслуживание и погашение долга (+648 млрд тенге), социальная помощь и обеспечение (+308 млрд тенге).
  • Для финансирования дефицита бюджета были привлечены займы на сумму 3,0 трлн тенге при годовом плане привлечений 4,6 трлн тенге (выполнение составило 65%).
  • В условиях, когда налоговые поступления превышают прогнозы, а процентные ставки высоки, план по привлечению займов на текущий год может не быть выполнен.
  • Однако высокий риск рецессии мировой экономики в условиях глобального повышения ставок делает прогнозы по ценам на нефть (85 долларов за баррель) и курсу USDKZT (470) на 2023 год менее реалистичными. Соответственно, вопрос исполнения бюджетного правила и объемов изъятий из Нацфонда (-1,4 трлн тенге) остается открытым.

Резюме

«Три кита» консолидированного бюджета — нефть, курс валюты и экономическая активность — способствовали значительному увеличению налоговых поступлений (+67%).

Это позволило значительно выровнять баланс бюджета и снизило необходимость в дальнейшем увеличении долгового бремени, особенно в условиях более высоких ставок.

Отметим, что выполнение плана по привлечению займов снизилось до 65% по сравнению с 76% в аналогичном периоде прошлого года. Для выполнения плана до конца года Министерству финансов необходимо привлечь 1,6 трлн тенге, что кажется маловероятным.

Тем не менее доля расходов на обслуживание и погашение займов продолжает расти на фоне более высоких ставок и увеличения заимствования. За девять месяцев текущего года этот показатель увеличился до 15,7% от всех расходов бюджета, по сравнению с 14,0% годом ранее. Среднегодовой темп роста показателя за последние четыре года составляет 30%. При этом основная часть расходов по-прежнему приходится на социальную сферу (социальное обеспечение и помощь, здравоохранение, образование, культура и спорт) — 50% или 8,4 трлн тенге. Среднегодовой темп роста расходов на эти сферы за последние четыре года составил 17%.

Напомним, что рост социальных расходов и льготное кредитование ведут к увеличению потребительского спроса, росту денежной массы и, как следствие, к более высокой инфляции и долговой нагрузке на бюджет.

В то же время замедление глобальной экономики увеличивает риски снижения поступлений в бюджет в 2023 году. Например, МВФ в октябре снизил прогноз мирового экономического роста в 2023 году до 2,7% с 2,9%, ожидавшихся в июле. Это ставит под сомнение прогнозы по ценам на нефть (85 долларов за баррель) и курсу USDKZT (470) на 2023 год, а также выполнение бюджетного правила и объемов изъятий из Нацфонда.

Источник