Вход

НДС на налог с продаж: надо ли?

14 сентября 2016 16:59

Дискуссия о замене НДС на налог с продаж: решение отложено, порог НДС будет снижен поэтапно

Инициатива по замене налога на добавленную стоимость (НДС) на налог с продаж в Казахстане была временно приостановлена. Это решение принято с учетом многочисленных опасений, высказанных представителями бизнеса и экспертным сообществом относительно возможных негативных последствий такого шага.

Заместитель председателя правления Национальной палаты предпринимателей «Атамекен» Рустам Журсунов подчеркнул, что каскадный метод взимания налога с продаж не находит применения в развитых странах мира, и Казахстан не должен становиться «первопроходцем» в этом сомнительном начинании. Он выразил серьезную обеспокоенность, указав на ряд фундаментальных недостатков предложенной реформы.

Для глубокого изучения вопроса Нацпалата разработала экономическую модель, детально проанализировав конкретные производственные цепочки и торговые операции. Расчеты показали, как введение нового налога отразится на предпринимателях и конечных потребителях. Полученные результаты, по словам Журсунова, дают веские основания для пересмотра механизма внедрения данного вида налога.

Анализ, проведенный НПП «Атамекен», показал существенное увеличение себестоимости отечественных товаров, работ и услуг, варьирующееся от 9% до 15% при внедрении налога с продаж. Например, себестоимость литра молока могла бы вырасти на 9%, бензина АИ-92 – на 9%, фосфора – на 13%, мяса птицы – на 10%, а киловатта электроэнергии – на 4%. Эти данные стали весомым аргументом для пересмотра данной инициативы, представленные на пресс-конференции в Астане.

Глава Министерства национальной экономики Куандык Бишимбаев ранее подтвердил позицию ведомства, ориентированную на поддержку бизнеса, заявив о нежелании внедрять неудобные режимы. Он указал на проблемы каскадного метода налога с продаж, которые могли бы привести к удорожанию продукции и уходу предпринимателей в теневую экономику. В связи с этим было принято решение отложить рассмотрение данного вопроса на уровне рабочей группы, хотя окончательное слово остается за правительством.

По словам Рустама Журсунова, еще в мае текущего года было объявлено о приостановлении данной инициативы, что является позитивным развитием событий, учитывая потенциальные негативные последствия. К ним относятся: ухудшение конкурентоспособности казахстанских экспортеров на внешних рынках из-за роста себестоимости; снижение выгодности отечественного производства по сравнению с импортом; а также «вымывание» национальной экономики из-за отсутствия зачетной части НДС.

В то время как вопрос о замене НДС на налог с продаж и объединении Налогового и Таможенного кодексов временно отложен, правительство активно работает над усовершенствованием действующей системы взимания НДС. В центре внимания оказался вопрос о пороговом значении для обязательной постановки на учет по НДС.

Изначально Миннацэкономики предлагало радикальное снижение порога обязательной постановки на учет по НДС с 30 тысяч МРП до 3 тысяч МРП. Однако НПП «Атамекен» выразила серьезную озабоченность, указывая на потенциальное десятикратное увеличение числа налогоплательщиков, рост их обязательств по отчетности и платежам, а также ужесточение налогового администрирования. В ответ на эти аргументы было предложено поэтапное снижение порога.

Согласно последней редакции законопроекта, который вскоре будет внесен в Мажилис, порог по НДС будет снижаться поэтапно: в 2017 году он сохранится на уровне 30 тысяч МРП (что эквивалентно 64 млн тенге), в 2018 году уменьшится до 25 тысяч МРП (53 млн тенге), в 2019 году – до 20 тысяч МРП (42,4 млн тенге), и к 2020 году достигнет 15 тысяч МРП (31,8 млн тенге). Рустам Журсунов отметил справедливость такого подхода, так как снижение порога НДС является актуальным вопросом для совершенствования налоговой системы.

Журсунов также представил сравнительный анализ с международной практикой. В то время как текущий порог в Казахстане составляет порядка 168 тысяч евро (при курсе 378 тенге за 1 евро), в России он равен 26 тысячам евро, в Беларуси – 40 тысячам евро, а в Кыргызстане – 56 тысячам евро. В ряде развитых стран, таких как Швеция, Нидерланды, Германия и Бельгия, порог вовсе отсутствует. В других скандинавских странах, например, Норвегии, Дании и Финляндии, этот показатель колеблется от 6 до 8,5 тысяч евро. «Столь высокий порог в Казахстане не способствует полноценному развитию налогообложения и требует дальнейшего снижения», – подытожил Рустам Журсунов.

Источник