Председатель ОЮЛ "Казахстанская ассоциация энергоремонтных, проектных, инжиниринговых компаний и производителей энергетического оборудования" Сергей Агафонов прокомментировал реализацию Национального проекта по модернизации энергетического и коммунального секторов. Основная цель этого проекта — укрепление энергетической инфраструктуры Казахстана. Подробнее об основных задачах проекта Сергей Агафонов рассказал в интервью корреспонденту inbusiness.kz.
фото из личного архива Сергея Агафонова
– Сергей Сергеевич, почему нацпроект так актуален, какие ключевые задачи он решает и каковы его перспективы?
– Значимость нацпроекта трудно переоценить, так как он призван обеспечить дальнейшую устойчивость нашей энергетической системы, которая находится в весьма изношенном состоянии. Такая модернизация давно назрела. Перспективы, конечно, трудно предсказать, но хотелось бы, чтобы усилия нацпроекта дали плоды. Однако система регулирования и методология тарифообразования, которыми руководствуются естественные монополии, не вполне приспособлены для достижения целей проекта. Это создает определенные риски. Однако мы находимся в ситуации, когда просто необходимо начать реализацию проекта.
Первостепенная задача — снижение уровня износа инфраструктуры. Например, в генерации износ составляет 56-57%. Есть объекты, такие как ТЭЦ, которые работают на грани аварийности с износом 80-90%. С электросетями ситуация еще хуже — износ в среднем превышает 70%, а в некоторых регионах достигает 90%. Представьте, износ сетей компании 97%! В тепловых сетях ситуация чуть лучше — износ около 50%. Планируется, что за пять лет износ генерации снизится на 17%, а электросетей — на 30%. В тепловых сетях планируется снижение на 10%. Снижение износа — ключевая, но не единственная цель.
Нацпроект также предоставляет "трамплин" для казахстанских производителей товаров и услуг. Однако наши производители, включая энергетическую сферу, пока развиваются не так активно, как хотелось бы. Основная причина — неэффективная система государственного протекционизма, хотя в последние годы этому уделяется больше внимания.
Общественные организации также работают над созданием здорового государственного протекционизма. Например, в декабре прошлого года наша ассоциация, КАЗЭПИ, при поддержке НПП РК "Атамекен", организовала I Казахстанский форум отечественных товаропроизводителей "КазЭнергоОТП-2024", который, как мы надеемся, станет ежегодным событием в поддержке КазТРУ. Вторая задача нацпроекта — помочь отечественным производителям укрепиться на рынке. К 2029 году доля отечественных производителей в энергетике должна составить 60% с 20% в 2025 году. Это амбициозно, но мы надеемся на успех!
– Что необходимо для эффективной реализации задач проекта?
– Наиболее важен контроль за освоением средств нацпроекта, так как действующая система регулирования естественных монополий не справляется с этой задачей. Этим обеспокоены НПП "Атамекен" и отраслевые ассоциации. Недавно на заседании комитета энергетики Нацпалаты обсуждали мониторинг эффективности расходования средств нацпроекта. Нужен эффективный контроль, и все случаи нерационального использования средств должны быть публично освещены. Бюджет в 14 трлн тенге — это народные деньги, и попытки злоупотребления ими должны пресекаться. Контроль — это главное. Вторая задача — поддержка отечественных товаров и услуг. Существуют офтейк-контракты и электронная платформа закупок, которые минимизируют вмешательство человека и отсекают псевдоотечественных производителей. Это большая проблема для всей экономики Казахстана.
– С какими вызовами сталкивается энергетика Казахстана?
– Вызовов много, но дефицит электроэнергии и маневренных мощностей — основные. Мы вынуждены закупать электроэнергию из соседних стран. Износ инфраструктуры — причина этих проблем. Однако износ — следствие неэффективного регулирования отрасли. Система давно требует пересмотра. Без изменения системы регулирования мы рискуем столкнуться с теми же проблемами. Мы настаиваем на пересмотре механизмов регулирования. Энергопереход также является вызовом. Необходимо отказаться от угольной генерации. Недавно Банк развития Казахстана заявил, что не сможет финансировать модернизацию угольной генерации. Мы движемся к тому, что ВИЭ и АЭС станут основной генерацией, а накопители электроэнергии — маневренными мощностями. Это вызов для нашей энергосистемы.
– Насколько привлекателен энергосектор РК для инвесторов?
– Инвестиционная привлекательность энергосектора своеобразна из-за неэффективной системы регулирования. Нацпроект будет финансироваться за счет национальных институтов развития и средств ЕНПФ, но частные инвестиции маловероятны. Крупные проекты ВИЭ привлекают иностранные инвестиции благодаря государственным гарантиям. Инвестиционная привлекательность должна обеспечиваться рынком, чего у нас нет. Без гарантий государства энергосектор не привлекателен для инвесторов. Требуются существенные реформы для обеспечения привлекательности.
– Какой эффект от реализации нацпроекта получат казахстанцы?
– Основной эффект — надежность тепло- и электроснабжения. Без модернизации инфраструктуры мы рискуем столкнуться с массовыми перебоями. Снижение износа — ключевой эффект. Развитие отечественных производителей также важно. Зависимость от импортного оборудования столь же опасна, как и зависимость от импортной электроэнергии. Средства нацпроекта должны инвестироваться в отечественных производителей, что принесет пользу нашей экономике. Надлежащий контроль и эффективные меры поддержки отечественных производителей необходимы. Низких цен на энергоресурсы больше не будет. Тарифы будут расти, но снижение износа приведет к снижению потерь энергии, что даст дополнительные ресурсы для модернизации.

