На заседании Правительства министр индустрии и инфраструктурного развития Бейбут Атамкулов представил новую государственную программу "Нұрлы жол" на 2020-2025 годы.
Министр отметил, что программа нацелена на создание современной транспортной инфраструктуры, которая станет более комфортной и доступной для граждан, что повысит мобильность, производительность труда и качество жизни населения.
Общий объем финансирования программы до 2025 года составит 6,5 трлн тенге. Из этой суммы 58% (3,7 трлн тенге) будет выделено из республиканского бюджета, 11% (715,3 млрд тенге) – из местных бюджетов. Оставшиеся 26% (1,7 трлн тенге) планируется привлечь через государственно-частное партнерство и частные инвестиции. Также 5% (329,6 млрд тенге) составят собственные средства национальных и государственных компаний.
На развитие автодорожной отрасли будет направлено 3,9 трлн тенге, что составляет 60% от общей суммы. Планируется реконструировать 10 тыс. км и отремонтировать 11 тыс. км республиканских дорог, а также 27 тыс. км местных дорог. В железнодорожной отрасли предполагается модернизация участка Достык – Мойынты и электрификация участка Мойынты – Актогай.
В ближайшие пять лет будут построены 16 аэродромов для малых воздушных линий, финансируемых из местных бюджетов. Для водного транспорта планируется приобретение 48 судов, включая шесть торговых флотов, и капитальный ремонт шлюзов. В автомобильной сфере запланировано строительство и модернизация около 133 автостанций и пунктов обслуживания пассажиров.
Реализация программы создаст 551 тыс. рабочих мест, из них 48,5 тыс. постоянных и 502,2 тыс. временных. Ожидается увеличение производительности труда на 20%, а доходы от транзита возрастут на 61%. По Индексу эффективности логистики Казахстан планирует занять 38-е место, а по показателю "Инфраструктура" Глобального индекса конкурентоспособности – не ниже 49-го места.
Основные показатели программы включают доведение 100% республиканских дорог и 95% областных и районных дорог до хорошего и удовлетворительного состояния, увеличение самоокупаемых платных дорог до 11,7 тыс. км, рост железнодорожного транзита на 49%, увеличение контейнерного транзита и рост пассажироперевозок на 35%.
Дана Карина

