Журналисты программы "Наше дело" совместно с общественным фондом Кирилла Павлова "Бюро расследования коррупции" обнаружили интересный лот, связанный с закупкой китайских автобусов для нужд Алматы. Речь идет о компании ТОО "Алматыэлектротранс", которая была создана на базе Алматинского трамвайно-троллейбусного управления по решению акимата Алматы от 20 марта 1998 года. Учредителем компании выступает городской акимат в лице акима города.
Компания "Алматыэлектротранс" планировала закупить 200 новых автобусов. Первоначальная стоимость одного автобуса составляла 55 миллионов 357 тысяч 142 тенге, а общая сумма лота превышала 11 миллиардов тенге. Однако закупка была временно отменена, а позже объявлена снова, но с увеличенной стоимостью одного автобуса до более чем 58 миллионов тенге, что увеличило общую сумму лота на 535 миллионов тенге. Возникает вопрос, чем обусловлено такое удорожание – новыми опциями, повышенным комфортом или улучшенной безопасностью?
Технические характеристики автобусов включают: двухосный, трехдверный, полностью низкопольный городской автобус на сжатом природном газе, длиной не менее 12 000 мм, шириной не менее 2500 мм, высотой не менее 3300 мм, с тремя двустворчатыми дверями и вместимостью 80-90 мест.
Согласно некоторым данным, стоимость аналогичного китайского автобуса составляет около 81 тысячи долларов, что по курсу 387 тенге за доллар составляет примерно 31 миллион 347 тысяч тенге, что значительно ниже заявленной цены. В конкурсе участвовали две компании – ТОО "Оптима" и ТОО "Астана Сан Бао", причем "Оптима" предложила цену 55 миллионов 500 тысяч тенге за автобус.
Таким образом, стоимость одного автобуса оказалась на 24 миллиона тенге выше ожидаемой. Общая переплата составила 4 миллиарда 800 миллионов тенге. Вопросы о начальной стоимости и итоговой цене остаются открытыми, и они были заданы ТОО "Алматыэлектротранс" и акимату города Алматы.
Несмотря на все, жители и гости Алматы могут радоваться появлению новых автобусов, которые сделают передвижение по городу более удобным. Хотя, вероятно, они обошлись бюджету почти в два раза дороже. Главное, чтобы экологическая ситуация в городе улучшалась, а стоимость, похоже, не была приоритетом для местных чиновников.
Константин Харламов

