ВКГТУ имени Серикбаева совместно с промышленными предприятиями Восточного Казахстана реализует семь проектов в рамках программы научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР). В ближайшее время планируется передать на доклинические испытания уникальный сплав из титана, ниобия и тантала, который может помочь региону участвовать в производстве медицинских имплантов. Проректор по научной работе и инновациям ВКГТУ Олег Гавриленко рассказал abctv.kz о перспективах НИОКР и проблемах коммерциализации проектов вуза.
– Олег Дмитриевич, когда начались научно-исследовательские работы в вашем вузе?
– Научные исследования в вузе велись с момента его основания, и в этом году ему исполняется 60 лет. Формы исследований изменялись в зависимости от развития экономики и университета. Наша цель – развивать науку для получения конкретных результатов, которые можно внедрить в производство и коммерциализовать. Для этого нужны прочные связи с производством. Ранее наладить тесные взаимоотношения не удавалось, так как задачи производства четко очерчены. Наука сопряжена с большими рисками, и предприятиям проще взять готовую технологию. Недавно, благодаря инициативе акима области Даниала Ахметова, сработал принцип "тройной спирали" Генри Ицковица, который описан во всех учебниках по инновациям. В этом процессе участвуют власть, производство и научные разработки университета. Такой подход позволил получить положительные результаты при реализации НИОКР. Однако возникли и трудности из-за различий в нормативных правилах деятельности университетов и предприятий. В Казахстане отсутствуют механизмы полного финансирования НИОКР от исследований до коммерциализации. Комитет по науке МОН РК поддерживает только научные разработки, а средства на инновации выделяет Министерство по инновациям и развитию. Нам пришлось отделять научную составляющую от производственной, что усложнило проекты, так как нарушились взаимосвязи и появились дополнительные барьеры.
– Над какими проектами в рамках НИОКР вы сейчас работаете?
– Мы реализуем семь проектов совместно с Ульбинским металлургическим заводом и ТОО "Казцинк". У нас есть партнерство с Усть-Каменогорским титано-магниевым комбинатом, который поставляет титан для новых изделий. Будут ли эти технологии реализовываться совместно с УК ТМК или это будет новое предприятие, покажет время. В рамках подпрограммы "Развитие технологии атмосферного выщелачивания" ТОО "Казцинк" проводит исследования по переработке сырья для повышения экологичности производства. Есть проекты по выпуску титановой продукции для нефтегазовой отрасли, модернизации пирометаллургических процессов, разработке технологии производства сверхпроводящего провода и изделий медицинского назначения из тантала и ниобия.
– Какие проекты вы считаете наиболее интересными?
– Все проекты интересны, но медицинские подпрограммы особенно. В одном из них мы планируем использовать новый сплав из титана, ниобия и тантала, разработанный на АО "УМЗ". Вскоре будут проведены доклинические испытания нового сплава. Небольшую пластину вживят в тело животных, чтобы проверить его совместимость с организмом. Исследования проведут институты травматологии и ортопедии в Казахстане и России. Во втором проекте планируется использовать медицинский сплав из титана, который производит АО "УК ТМК".
– Какова стоимость исследований в рамках НИОКР?
– Первоначально обсуждалось 10 проектов на сумму семь миллиардов тенге. Финансирование пришлось разделить, так как Комитет по науке выявил, что в трех проектах нет научной составляющей. Стоимость семи проектов, выделенных на научную и производственную части, оценили в 2,7 миллиарда тенге. Мы получили финансирование только в конце 2017 года, что создало сложности, так как задачи большие. В 2018 году финансирование сократили, что повлияло на проведение исследований. Мы ищем, как предприятия могут нам помочь, чтобы компенсировать сокращение финансирования.
– У вас в вузе есть центр коммерциализации результатов НИОКР. Что уже удалось монетизировать?
– Центр коммерциализации у нас недавно. С коммерциализацией научных исследований у нас пока не так хорошо, как хотелось бы. Мы пытаемся решить эту задачу разными подходами. На сегодня у нас есть только один коммерциализуемый проект – по производству фибробетона. Этот проект начинался с поисковых исследований за счет грантового финансирования. Мы научились дробить тросы и добавлять их в бетон для повышения устойчивости конструкций. Сейчас создаем предприятие для выпуска этого бетона. У нас есть стартап "Академия", которым занимаются студенты, и несколько интересных проектов для коммерциализации.
– На каком секторе экономики НИОКР вуз наиболее сосредоточен?
– У нас ежегодно реализуется 20-30 проектов по грантам и более сотни по хоздоговорам. Наиболее востребованы проекты по металлургии, горному делу и геологии, что связано со структурой экономики региона. Также есть проекты по строительству и IT-проекты. Мы готовим проекты, связанные с точным земледелием, используя летательные аппараты для повышения производительности в сельском хозяйстве.
– Как оцениваете заинтересованность малого и среднего бизнеса в ваших разработках?
– К сожалению, малый и средний бизнес в Казахстане не так силен, чтобы нести риски, связанные с научными исследованиями. Обычно они используют уже известные технологии. Наш проект по фибробетону – это малое предприятие, но оно инновационное, так как создано под новые технологии. Научные разработки могут заинтересовать МСБ, если они изначально базируются на инновациях, но таких предприятий немного. У крупных предприятий региона вуз проводит хоздоговорные исследования. Например, для ТОО "Казцинк" мы помогли доработать технологию "Новая металлургия" и решить проблему разрушения кессонов в печи. АО "УМЗ" проверяет у нас качество продукции. Мы подписали меморандумы с "Казатомпромом" и УМЗ, готовим для них специалистов. В вузе есть исследовательские группы, решающие вопросы экологической безопасности и оценки строительных конструкций. У нас много совместной работы с ВНИИцветмет, на базе которого размещен филиал нашей кафедры металлургии. Планируем увеличить площади под лаборатории до 20% и усиливать научную базу.
Ольга Ушакова, ВКО

