В последние два года, по словам заместителя председателя правления национальной палаты, в рамках приватизации, включая инициативы национальной палаты, была проведена тщательная инвентаризация объектов государственной собственности.
"На сегодняшний день часть объектов уже реализована, часть ликвидирована, а некоторые включены в перечень на приватизацию. Большинство из этих объектов, учитывая их социальную значимость и заинтересованность бизнеса в этих сферах, обладают значительным потенциалом для развития государственно-частного партнерства", – заявила Юлия Якупбаева, выступая на встрече председателя президиума НПП "Атамекен" Тимура Кулибаева и акима Астаны Асета Исекешева.
Согласно данным НПП "Атамекен", с 2006 года было заключено 116 договоров ГЧП, а также разрабатывается 440 проектов. Из 116 договоров 88 были подписаны в этом году. Лидерами среди регионов стали ВКО, Актюбинская и Костанайская области.
"В Астане существует ограничение в виде лимита, но потенциал есть, и мы его расширим, что приведет к значительным изменениям", – прокомментировала Юлия Якупбаева.
"Основу проектов ГЧП составляют социально значимые отрасли: медицина, образование, ЖКХ, культура и спорт. Хотя институт ГЧП имеет огромный потенциал, его реализация идет медленно. Даже заключенные договоры часто не доходят до реализации. Для значительных сдвигов в вопросах ГЧП необходимо было решить четыре основные проблемы: обеспечить долгосрочный заказ, упростить процедуру подготовки и согласования проектов, минимизировать риски для инвесторов и решить вопросы финансирования проектов", – добавила она.
Работа по решению этих проблем ведется НПП "Атамекен" с мая текущего года совместно с МНЭ РК и другими госорганами, сообщила Юлия Якупбаева.
"Уже на выходе находится Бюджетный кодекс, в котором предусмотрен долгосрочный заказ, что избавит предпринимателей от необходимости ежегодного продления заказов. Процесс разработки и согласования проектов был упрощен, исключена концепция, которая была дорогостоящей. Теперь можно будет разработать бизнес-план. Также проекты ГЧП включены в дорожную карту бизнеса, где не требуется компенсация бизнес-затрат, и можно претендовать на субсидированную ставку вознаграждения. Учтены валютные риски".
Кроме того, по словам заместителя председателя правления НПП "Атамекен", решаются вопросы финансирования проектов ГЧП.
"Объекты, которые со временем переходят на баланс государства, не могут передаваться в залог по закону. Важно предоставлять долгосрочный заказ и стабильные потоки для частного партнера. Если договор с частным партнером будет расторгнут, механизма возврата средств банку нет. В этой связи Нацбанк рассматривает займы на проект ГЧП как необеспеченные и требует 100% предзайма. Мы работаем с Нацбанком над решением, чтобы минимизировать два основных риска: при расторжении договора на этапе строительства и при расторжении договора в период эксплуатации", – сказала Юлия Якупбаева.
Национальная палата также предлагает решение для страхования валютных рисков иностранных инвесторов.
"Вопрос валютных рисков часто поднимается иностранными инвесторами. Понятно, что государство не может полностью покрыть эти риски. Мы предложили компенсировать инвестору 15%, если курс валюты вырастет более чем на 15%. Также есть альтернатива – трехсторонний договор, где МИО выделяет средства на строительство, банк берет обязательства кредитовать строительство, а после его завершения и сдачи в эксплуатацию заем выделяется частному партнеру, который возвращает средства МИО на этапе строительства. Мониторинг строительства осуществляется обеими сторонами – акиматом и частным партнером. После завершения строительства объект передается на баланс МИО и в управление частному партнеру, то есть срок обращения государственных средств составляет от года до двух лет. Это не доверительное управление, так как строительство профинансировал банк. Схема хорошая, и банки ее поддержат. Асет Орентаевич предложил проработать этот пилот на базе акимата Астаны", – рассказала Юлия Якупбаева.
По мнению заместителя председателя правления НПП "Атамекен", с этого года проекты ГЧП начали развиваться гораздо активнее. Хотя развитие государственно-частного партнерства сталкивается с трудностями, предложения нацпалаты находят поддержку у государства.
"Мы также предложили создать совет по мониторингу проектов. Уже достаточно большой пул проектов будет реализован, сумма приближается к двум триллионам тенге, необходимо отслеживать возникающие сложности, формировать правильную статистику и, самое главное, создавать базу для дальнейшего позитивного тиражирования", – сказала Юлия Якупбаева.
Артур Мискарян

