Частный бизнес приветствует внедрение обязательного социального медицинского страхования, однако этот процесс требует тщательной проработки. Бизнес-сообщество подчеркивает, что здравоохранение затрагивает каждого человека, сообщество и коллективы, поэтому важно избежать любых ошибок.
– Министерство здравоохранения объявило о решении отложить переход на обязательное медстрахование. Как вы считаете, правильно ли отложить внедрение ОСМС до 2020 года?
– Не только для частного бизнеса, но и для государства и граждан это решение является правильным. На это есть несколько причин. ОСМС затрагивает интересы государства, бизнеса и граждан, поэтому важно учитывать позиции всех сторон. Отсрочка до 2020 года выгодна для государства по нескольким причинам. К этому времени должны завершиться определенные государственные и отраслевые программы, связанные с ОСМС.
Например, в 2020 году планируется всеобщее декларирование доходов, которое сейчас обязательно для госслужащих. Это поможет понять, кто сколько платит и кто не участвует в системе. Также в 2020 году завершатся мероприятия в рамках государственной программы развития здравоохранения "Денсаулык". Это новая система управления здравоохранением, децентрализация, приоритет первичной медико-санитарной помощи, внедрение корпоративного управления, минимизация бюджетных дотаций и переход на международные стандарты медицинской помощи. Эти инструменты необходимы для эффективной системы медстрахования. В последние годы реализации программы запланирована полная цифровизация здравоохранения, внедрение электронного паспорта и информационной системы, что крайне важно для ОСМС.
Механизм государственно-частного партнерства (ГЧП) пока не работает должным образом. Ключевое слово здесь – "партнерство". Пока бизнес не поймет, кто является долгосрочным гарантом инвестиций, дело не пойдет.
Сначала нужно завершить начатое и понять текущее состояние здравоохранения, а затем внедрять новые механизмы. Вот несколько ключевых моментов, которые говорят в пользу отсрочки до 2020 года.
Моя точка зрения как гражданина и налогоплательщика. Я готов платить взносы в ОСМС, но хочу иметь право выбора. Сейчас это невозможно, что может привести к перекосам, когда все захотят лечиться в Алматы или Астане. Дайте мне право выбора, и я решу, кому и за что платить. Текущая система с обязательной регистрацией напоминает "крепостное право", где решения принимаются без учета моего мнения.
Готовность информационных систем – важный момент. Вопрос интеграции систем медицинских организаций с единой информационной системой здравоохранения (ЕИСЗ) не решен. Из-за этого медицинским организациям приходится работать в нескольких программах, что приводит к лишним затратам времени и ресурсов.
– Как идет процесс прикрепления к организациям здравоохранения?
– Мы провели опрос сотрудников, и оказалось, что многие зарегистрированы в местах, где никогда не были. Это проблема информационной системы. Здравоохранение касается всех, и важно избежать коллапса, который произошел при регистрации по месту жительства в начале года. Мы предлагали протестировать ЕИСЗ в пилотном режиме в одном городе, чтобы выявить все проблемы.
Это важно и для финансирования медицинских организаций, так как средства выделяются по количеству прикрепленного населения, и деньги должны следовать за пациентом, где он получает услуги.
– Все ли делается правильно?
– Не все. Принцип медицинского страхования необходим, но нельзя провести такую реформу за полгода. Международный опыт показывает, что нужен достаточный подготовительный период для внедрения страховой медицины.
При обсуждении концепции ОСМС многие отмечали, что предложенная модель не меняет существующую систему, а лишь добавляет новый источник финансирования. Отсутствуют расчеты финансово-экономических показателей, обоснование размера налога, недостаточно внимания уделено администрированию взносов, выплатам и управлению средствами.
– Почему частные клиники отказываются работать в ОСМС?
– Они отказываются, так как заполнены все мощности. Частные клиники прикрепляют ровно столько пациентов, сколько могут обслужить. Это серьезная проблема в системе прикрепления, так как отсутствует механизм регулирования количества желающих прикрепиться.
Если большинство выберет одну поликлинику, как будет реализовано право выбора? А выбор врача вообще нереализуем. Например, если к одному врачу прикрепилось 1500 человек, а желающих 2500, как будет реализовано право выбора для остальных 1000 человек?
Вопросы остаются открытыми. Принцип "деньги следуют за пациентом" тоже не реализован. Для этого нужно внедрить электронный паспорт здоровья, который будет содержать все медицинские записи. Фонд должен установить систему для отслеживания движения денег за пациентом.
Все денежные потоки пациента должны быть сосредоточены на его страховой карточке, ИИН. Тогда гражданин сможет выбрать клинику. Записи будут доступны через "Личный кабинет" и врачу. Система станет прозрачной, и ФОМС сможет контролировать услуги и их качество. Деньги пойдут за пациентом.
Бизнес считает, что необходимо отработать все составляющие и только затем внедрять ОСМС. Ошибки в этой системе недопустимы.
– Министр здравоохранения г-н Биртанов заявил о переносе ОСМС на 2020 год. Но для этого нужны изменения в законодательстве...
– Верно. Минздрав внес поправки в мажилис, и документ рассматривается рабочей группой. На IV съезде НПП РК "Атамекен" было предложено отложить реформу ОСМС до 2020 года для доработки.
Глава государства поручил дополнительно проработать вопрос внедрения ОСМС, так как есть вопросы по участию самозанятых граждан, и население может быть недовольно, если кому-то придется платить за медстрахование, а кто-то будет получать услуги за счет государства.
Саян Абаев

