На заседании правительства 27 июня премьер-министр Казахстана Бакытжан Сагинтаев призвал своих подчиненных ускорить процесс транзита грузов из Китая в Европу и обратно через Казахстан.
Особое внимание уделено контейнерным перевозкам по железной дороге, которые стремительно развиваются. В 2016 году объем грузооборота между Китаем и Европой составил 17 миллионов ДФЭ (двадцатифутовый эквивалент). Казахстан намерен увеличить свою долю в этом процессе, предлагая более быстрые транзитные маршруты.
Министр по инвестициям и развитию Женис Касымбек отметил, что торговые отношения Китая и стран Юго-Восточной Азии с Европейским союзом создают предпосылки для развития транзитного потенциала Казахстана. Он подчеркнул, что основным двигателем роста транспортной отрасли станет развитие транзитных возможностей Казахстана, особенно в направлении Китай – ЕС.
Доходы транспортных организаций от транзита в 2016 году составили 267 миллиардов тенге, из которых 222,6 миллиарда пришлось на железнодорожный транспорт. Ожидается, что к 2020 году доходы от транзита составят 1,3 триллиона тенге, или около четырех миллиардов долларов.
Казахстан создал конкурентоспособный сухопутный маршрут, позволяющий доставлять грузы из Китая в Европу за 12-15 дней. Это на несколько дней быстрее, чем через Россию, и значительно быстрее, чем по морским путям.
Объем контейнерных перевозок в направлении Китай – ЕС – Китай в 2016 году удвоился по сравнению с 2015 годом, достигнув 105 тысяч ДФЭ. В 2017 году ожидается увеличение до 250 тысяч контейнеров. В целом, по прогнозам, в 2017 году через Казахстан пройдет более 400 тысяч контейнеров.
Казахстан планирует довести обратную загрузку контейнеров из Европы в Китай до 70% в среднесрочной перспективе, что снизит издержки операторов и повысит привлекательность маршрута.
За первые пять месяцев 2017 года перевозки в этом направлении выросли в 2,2 раза по сравнению с аналогичным периодом 2016 года.
До 2020 года общий объем транзитных перевозок должен составить более двух миллионов контейнеров. Для достижения этих целей необходимо упростить и автоматизировать таможенные процедуры и создать единую электронную платформу для государственных органов и транспортных компаний.
Премьер-министр Бакытжан Сагинтаев выразил сомнения в том, что транспортные власти полностью используют существующие возможности и предложил внедрять цифровизацию на границе.
Президент АО "НК "Казахстан Темир Жолы" Канат Алпысбаев отметил, что потенциал Казахстана выше, чем прогнозируется, но необходимо учитывать специфику перевозимых товаров. Он также сообщил о планах увеличить скорость доставки грузов до 1,5 тысячи км в сутки.
Канат Алпысбаев также сообщил о сотрудничестве с крупными транспортно-логистическими компаниями, такими как Costco Shipping, что положительно скажется на логистическом климате.
Жанболат Мамышев

