Вход

Нацкомпании не вписываются в российскую программу экспортного кредитования

01 июня 2016 17:37

Российским банкам и институтам поддержки экспорта-импорта рекомендуется пересмотреть подходы к оценке компаний, претендующих на заемные средства. Об этом на церемонии открытия "Российского торгового дома" в Астане сообщил представитель компании "РУСАЛ" в Казахстане Василий Смирнов.

30 мая в Астане начал работу Торговый дом "Российского экспортного центра", который намерен реализовать программу кредитования для приобретения техники с маркировкой "Сделано в России".

"Основная задача — найти казахстанских покупателей для российских экспортеров", — пояснил управляющий директор АО "Российский экспортный центр" Константин Евстюхин.

Центр может предоставлять кредиты как непосредственно казахстанским покупателям, так и банкам Казахстана для последующего финансирования поставок российской продукции.

В России действует программа субсидирования процентной ставки для экспортного кредитования, благодаря которой "Росэксимбанк", входящий в группу компаний "Российского экспортного центра", предлагает конкурентные процентные ставки для казахстанских покупателей несырьевой продукции. В валюте это от 1 до 4 процентов годовых, в рублях — 5-8 процентов годовых, что весьма конкурентоспособно на внешнем рынке.

Одной из ключевых задач торгового дома является стимулирование промышленной кооперации между казахстанскими и российскими компаниями с целью последующего экспорта продукции в другие страны. Особое внимание уделяется поставкам российского оборудования и машин в Казахстан.

"Это касается автомобилестроения, транспортного и железнодорожного машиностроения, топливно-энергетического комплекса. Продукция, конечно, не сырьевая. Химическая промышленность также востребована и интересна", — отметил Константин Евстюхин.

Казахстан отличается от общепринятого представления о российской торговле, так как 90 процентов поставок — это товары несырьевого сектора. Российский представитель упомянул, что в проектном портфеле центра есть несколько заявок от совместных казахстанско-российских предприятий, которым центр готов оказать поддержку, включая тендерное сопровождение.

"В нашем проектном портфеле на рынке Казахстана около 50 проектов общим объемом порядка 280-290 млн долларов", — указал Константин Евстюхин.

"Необходимо пересмотреть подходы к оценке потенциальных заемщиков в Казахстане, так как стандартный европейский финансовый подход здесь не работает", — считает Василий Смирнов.

Компания "РУСАЛ", крупнейший производитель алюминия, включает машиностроительный дивизион, входящий в корпорацию "Базовый элемент". Машины ГАЗ, УАЗ, "Газель", дорожно-строительная техника и пассажирские автобусы собираются на совместных российско-казахстанских предприятиях и широко представлены на казахстанском рынке. Однако вопрос финансирования их покупки требует более гибкого подхода к кредитованию.

"Газель в основном продается в розницу. Покупатели — малый бизнес, частные лица и ограниченное количество корпоративных клиентов. Необходимо доводить финансирование до физического лица через банк или лизинговые компании. Эту часть работы нужно контролировать до клиента", — пояснил представитель "РУСАЛа".

Эксперт отметил, что кредиты должны предоставляться на выгодных для заемщика условиях, учитывая экономическую ситуацию.

"Важно, чтобы ставки соответствовали условиям бизнеса и требованиям к заемщику", — подчеркнул он.

Эксперт также затронул вопрос финансовой поддержки закупок российской техники казахстанскими квазигосударственными компаниями, которые занимают значительную долю в экономике Казахстана. Российские кредиторы не могут оценить активы таких компаний.

"Государственные компании сложно оценить с точки зрения бизнеса. Они не коммерческие. В Казахстане большая часть экономики находится в госсекторе и зависит от бюджетных правил", — указал эксперт.

Он обратил внимание на процесс трансформации в компаниях, входящих в холдинг "Самрук-Казына", который включает слияние многих компаний.

"На рынке останется шесть-семь крупных компаний — наших потенциальных потребителей", — заметил Василий Смирнов.

По его мнению, доступ к российским инструментам поддержки для казахстанских квазигосударственных компаний можно было бы улучшить в рамках казахстанско-российского делового совета.

Отдельная тема — финансирование закупок машинокомплектов российского производства на совместных предприятиях в Казахстане. Казахстанские банки опасаются кредитовать эти операции из-за падения рынка автомобилестроения.

"Это серьезная тема. Ее надо решать совместно с банками и машиносборочными предприятиями. Мы уже направили предложения по этой теме. Это выгодно как российскому, так и казахстанскому бизнесу", — заключил российский эксперт.

Директор представительства АО "Ростсельмаш" в Казахстане Андрей Колесников отметил, что компания не может рассчитывать на поддержку "Российского экспортного центра", так как их продукция считается казахстанской.

"Нет финансирования и поддержки сбыта машин, произведенных в Казахстане. Наш "Вектор", собранный здесь, считается казахстанским, а российское экспортное агентство поддерживает только российского производителя. Хотелось бы видеть поддержку российско-казахстанского продукта", — высказался Андрей Колесников.

По данным из открытых источников, в прошлом году "Российский экспортный центр" оказал финансовую поддержку 150 совместным проектам в Казахстане на 650 млн долларов.

Алексей Банцикин

Фото автора

Источник