После доработки согласительной комиссии с сенатом, мажилис принял новый Налоговый кодекс, который стал основой для масштабного обновления фискальной структуры Казахстана. Эти изменения касаются всех, от индивидуальных предпринимателей до крупных международных инвесторов. Документ отражает стремление государства создать более справедливую и гибкую налоговую систему, нацеленную на внутренние источники экономического роста.
О сути реформ, их возможных последствиях и готовности бизнеса к изменениям рассказал доктор экономических наук, профессор Жаныбек Айгазин, директор Центра прикладных экономических исследований, в интервью для inbusiness.kz.
Жаныбек Айгазин. Фото из личного архива
— Насколько оправдано повышение базовой ставки НДС с 12% до 16% сразу на 4 процентных пункта? Не было ли разумнее сделать это поэтапно, например, сначала до 14%?
— Решение о пересмотре Налогового кодекса было принято еще в 2023 году. Тогда депутаты и правительство обсуждали увеличение ставки до 16% и пришли к согласию. Однако в начале 2024 года правительство предложило более радикальный вариант — увеличить НДС до 20%. Это вызвало общественное недовольство и беспокойство в бизнес-среде. Президент Касым-Жомарт Токаев вмешался, подчеркнув важность баланса между фискальными интересами государства и устойчивостью бизнеса, и настоял на ставке в 16%.
Без трансформации налоговой системы повышение ставки НДС не приведет к значительному увеличению бюджетных поступлений. Более эффективным решением было бы расширение налогооблагаемой базы, что требует институциональных изменений и политической воли.
— Как снижение порога регистрации по НДС до 40 млн тенге скажется на малом бизнесе? Ожидается ли выход из тени или, наоборот, усиление дробления?
— Проблема дробления бизнеса остается актуальной. Сейчас ИП обязаны регистрироваться как плательщики НДС при годовом обороте свыше 20 000 МРП (около 78 млн тенге в 2025 году). Предприниматели, приближаясь к этому порогу, часто разделяют бизнес на несколько юрлиц или ИП. Снижение порога до 40 млн может дать кратковременный эффект увеличения поступлений, но в долгосрочной перспективе бизнес адаптируется.
Малый бизнес, особенно в торговле и услугах, уязвим к повышению налоговой нагрузки. Это может привести к уходу в тень или сокращению объемов деятельности, что не способствует устойчивому развитию сектора.
— НДС — налог на потребление. Как это отразится на ценах и инфляции?
— НДС — это косвенный налог, включенный в стоимость товаров и услуг. Повышение ставки почти автоматически ведет к росту цен. В условиях текущей инфляционной чувствительности в Казахстане, особенно на фоне высоких процентных ставок, увеличение НДС с 12% до 16% ощутимо скажется как на потребителях, так и на бизнесе.
— Оправдана ли дифференциация ставок по отраслям, например, для лекарств, книг, медицины?
— Дифференциация ставок возможна и желательна, особенно для прямых налогов, таких как КПН. Это позволяет гибко поддерживать определенные отрасли. Например, для банков, ломбардов и игорного бизнеса разумно повысить ставку с 20% до 25%. Однако для НДС такая дифференциация сложна в администрировании и может привести к появлению серых схем.
— Справедливо ли повышение ИПН до 15% для доходов выше определенного порога?
— Это шаг в сторону прогрессивной шкалы налогообложения, соответствующий принципам социальной справедливости. Но фискальный эффект будет минимальным, так как в Казахстане немного людей с доходами выше этого порога. Важно сопровождать такие меры качественным администрированием и защитой данных налогоплательщиков.
— Планируется введение акцизов на автомобили дороже 75 млн тенге и ювелирные изделия. Это даст результат?
— Это не обеспечит значительный вклад в бюджет, учитывая ограниченный рынок премиальных товаров в Казахстане. Однако это важный сигнал о необходимости справедливого распределения налоговой нагрузки. Возможно, это приведет к росту серого импорта, но эффект будет скорее символическим.
— Как изменения повлияют на аграрный сектор?
— Аграрный сектор дает лишь 3% ВВП, но обеспечивает занятость до 30% сельского населения. Большинство аграриев освобождены от налогов. Введение новых форм ИПН должно быть максимально мягким, чтобы не ухудшить положение сектора.
— Реформа вступает в силу с 1 января 2026 года. Этого достаточно?
— Этот срок разумен при условии активной подготовки в 2025 году: разъяснения, IT-интеграция, обучение специалистов. Но если время будет упущено, ни бизнес, ни налоговые органы не будут готовы к новым нормам.
— Как все это повлияет на инфляцию и потребление?
— Налоговые реформы, как правило, проинфляционные. Но эффект может быть управляемым при грамотном сопровождении реформы. Например, временное сдерживание цен на социально значимые товары или компенсация НДС отдельным категориям может смягчить последствия.
— Как новые налоги повлияют на социально уязвимые группы?
— Низкодоходные группы наиболее уязвимы к изменениям, так как их расходы зависят от цен на основные товары и услуги. Высокодоходные домохозяйства менее чувствительны к внутренним изменениям, так как часто хранят средства в валюте и инвестируют за границей. Поэтому при разработке реформ необходимо учитывать их влияние на разные группы населения.

