Ситуация с застройкой от компании G-Park наглядно демонстрирует недостатки в законодательной базе, процедурах, практике и государственном контроле в этой области. Напомним, застройщик проводил строительство жилого комплекса, продав недостроенные "квадраты" покупателям, после чего местные власти приняли решение навести порядок, обязав снести незаконную постройку. После "битвы на спецтехнике" акимат и застройщик договорились о легализации всех процедур. Почему это происходит и какие правила действуют на рынке земли в столице? Об этом рассказал исполнительный директор РОО "Әділдік жолы" Дидар Смагулов в интервью inbusiness.kz.
– Здравствуйте, Дидар. Что показал анализ выдачи земельных участков под строительство жилых комплексов, проведенный комитетом по управлению земельными ресурсами по вашей просьбе в Астане?
– Проверка, проведенная по нашим обращениям комитетом по управлению земельными ресурсами в Астане, выявила нарушение законодательства при выдаче некоторых участков СПК "Астана". В частности, была нарушена статья 48 Земельного кодекса, требующая проведения аукционов при реализации земельных участков. Однако выдача земли без аукциона возможна только для крупных инвестиционных проектов в соответствии со статьей 284 Предпринимательского кодекса.
Строительство жилых комплексов не может считаться инновационным проектом, что делает это нарушение серьезным. Суды признают такие сделки недействительными. Подобные нарушения наблюдаются не только в Астане, но и в других регионах, где есть СПК. Для решения проблемы необходимо проводить аукционы при реализации земельных участков и строго соблюдать законодательство в будущем.
– Сколько земельных участков выдано незаконно?
– Точно определить количество земельных участков невозможно. Но, как упоминала депутат Дания Еспаева в своем запросе, в период правления Алтая Кульгинова через торги было продано 6 участков и 889 – без конкурса через СПК. Проверка может показать, что каждый второй дом, построенный за последние три года, стоит на земле, полученной незаконно. Убытки бюджета могут составить 1 трлн тенге, так как 889 участков было передано без конкурса, и их стоимость составляет минимум 1,1-1,3 млрд тенге. Таким образом, государство потеряло не менее триллиона тенге.
– Каковы дальнейшие действия?
– Наша цель – обеспечить соблюдение законов. Государство должно заставить строительные компании выкупить эти земли по рыночной стоимости. Если эти земли были получены через СПК в 2021 году, необходимо провести оценку с учетом наличия коммуникаций и расположения. Большинство этих участков находятся в центре столицы и могут стоить не менее миллиарда тенге.
Например, в Астане есть участок на пересечении Туран – Сыганак площадью 0,4 гектара, который был незаконно предоставлен в ноябре 2021 года. Строительство еще не началось, и сейчас мы работаем над тем, чтобы вернуть его.
– Вы писали в Instagram, что обратились в антикор по поводу того, что сын экс-чиновника Тимура Карагойшина – "успешный" бизнесмен. В чем суть вашего обращения и есть ли у него результаты?
– Суть обращения в том, что он работал в сфере, которую курировал его отец, будучи председателем комитета по делам строительства и ЖКХ МИИР РК. Нас это заинтересовало, неужели уполномоченный орган не видит в этом коррупционных рисков? К сожалению, оказалось, что не видит.
– По поводу компании G-park было принято решение по ЖК "Вашингтон" – застройщику поручено устранить допущенные нарушения и оформить все необходимые разрешительные документы. Создан негативный прецедент – сначала прозвучала информация о сносе ЖК, потом пошли навстречу. Не приведет ли это к тому, что другие застройщики будут продолжать заниматься самостроем?
– Власти открыли "ящик Пандоры", признав, что в нашей стране законы не работают. Я не сторонник сноса жилья тысяч дольщиков, но это не та ситуация. G-park – серьезная компания с активами, они могут ответить по своим обязательствам. Прикрываясь митингами и выходами на площади, государство в лице акимата попирает законодательство. Это манипуляция. К сожалению, власть идет на поводу таких приемов.
– Какими могли быть рациональные действия?
– Логичным шагом было бы прекратить строительство комплекса G-park после выявления нарушения закона в конце прошлого года, уже на двух-трех этажах, и довести до совершенства все документы. На некоторых объектах есть решение суда о том, что авторского и технического надзора не было.
Власти игнорировали ситуацию. Возможно, существовал сговор между акиматом и строительной компанией. В настоящее время обсуждается узаконивание выдачи земельных участков через СПК, что подводит черту над прошлыми нарушениями и может привести к легализации подобных схем. В предполагаемых изменениях в Предпринимательский кодекс поясняется, что инновационные и инвестиционные проекты включают в себя строительство многоквартирных жилых комплексов. Это абсурд.

