Вход

Мартовский сахарный ажиотаж не отразился в статистике, а "взрыв" спроса на парфюмерию остался незамеченным

24 мая 2022 04:09

Мартовские события с сахаром в Казахстане надолго останутся в памяти народа.

Средства массовой информации, телефоны, бытовая техника и даже бабушки активно распространяли слухи:

  • "Россия ограничивает экспорт!";
  • "В Казахстане начинается ажиотажный спрос!";
  • "Люди сметают всё с полок!";
  • "Цены растут!".

Портал Inbusiness.kz пытался предоставить объективный анализ ситуации: "Запрет на вывоз сахара из РФ на фоне рекордного импорта в Казахстан: чего ждать?". В статье пояснялось, что ограничения на экспорт – это шанс увеличить собственное производство, хотя и подчеркнули, что это может негативно сказаться на производителях кондитерских изделий.

Власти регионов уверяли, что "Дефицита Dolce Vita в Карагандинской области нет" и все проблемы решаемы.

Автор в апреле хотел купить 5 кг сахара для тёщи по 435 тенге за 1 кг, но кассирша в магазине разрешила взять лишь 2 кг.

В итоге, ему пришлось обратиться в местный магазин, где он купил нужное количество по 585 тенге за килограмм.

На фоне мартовской паники рост продаж сахара по сравнению с февралем кажется логичным.

Однако это не значит, что продажи были значительными. Давайте посмотрим на цифры, собранные inbusiness.kz с помощью @DataHub_FCBK.

Среднемесячный показатель в 2020 году составлял 42,7 тыс. тонн, а в 2021-м – 43,8 тыс. тонн.

Мартовские 38,3 тыс. тонн кажутся низким показателем на этом фоне. В марте 2021 года было продано более 55 тыс. тонн.

Проблема скорее в низких показателях февраля (20,8 тыс. тонн), относительно которых мартовские данные выглядят значительными.

С другой стороны, сложно сказать, какими бы были цифры без ажиотажа и дефицита.

Резюмируем: ажиотажный спрос на сахар всем запомнился, но статистика этого не отразила! Цифры говорят сами за себя.

Есть и обратный пример: повышенные продажи средств для ухода за волосами не запомнились, но именно об этом говорит статистика.

В марте объем продаж шампуней, лаков и средств для укладки составил 2,946 тыс. тонн.

Обычный объем составляет 1,6-1,8 тыс. тонн. По сравнению с февралем продажи выросли на 67%, с мартом 2021 года – на 90,3%.

Также в марте увеличилась реализация зубных паст (+15,7% к февралю), средств для бритья и дезодорантов (+32,7%), парфюмерии и косметики (+25,9%).

Эти товары стали одними из самых быстро дорожающих.

Например, в апреле цены выросли:

  • на шампуни – 8%;
  • на зубную пасту – 5,2%;
  • туалетное мыло – 6,1%.

Сильного месячного роста цен не было с начала 2011 года. Хозяйственное мыло подорожало на 10,4%, и больше за это время было лишь однажды: в марте 2022 года – на 10,8%.

Динамика цен на детское мыло, средства для мытья посуды, пену и гели для бритья публикуется с начала 2021 года. В апреле 2022 года они выросли на 5,5%, 3,0% и 3,2% соответственно.

Также выросли цены на стиральный порошок (+2,2% за месяц, в марте рост составил 3,8%), средства для чистки ванн (+2,9%, в марте – 3,9%).

Большинство этих товаров импортируется из России, которая с февраля столкнулась с оттоком иностранных компаний.

Интересно, что продажи росли в марте, а цены – в апреле.

Как тут не вспомнить Бориса Ельцина с его знаменитой фразой:

"Вот такая, понимаешь, загогулина получается".

Алихан Казбаев

Источник