Вход

Асем Нургалиева: 9 миллион қазақстандықтың 6 миллионының белсенді несие келісімдері бар

29 января 2022 08:26

Как отмечает специалист, только 2,5-3 миллиона человек в Казахстане вообще не имеют кредитных обязательств и не проявляют никакой кредитной активности. Такие сведения в интервью inbusiness.kz предоставила исполнительный директор Первого кредитного бюро Асем Нургалиева. Она ответила на актуальные вопросы и рассказала о текущем состоянии рынка кредитования.

– Сейчас многие еще не оправились от недавних событий в Алматы. Особенно поражает масштаб грабежей и мародерства. Давайте обсудим финансовое состояние простых казахстанцев. Как пандемия 2020-2021 годов сказалась на населении? Были ли проблемы с доходами, и как они решались на бытовом уровне?

– Трудно точно сказать о доходах, поскольку открытых данных нет. Мы не знаем, сколько людей оказалось в просрочке из-за пандемии. С 16 марта по 15 июня 2020 года действовал 167-й приказ агентства финансового регулирования, который предоставлял отсрочки и предотвращал ухудшение кредитной истории. Процедура реабилитации, начатая 9 апреля 2020 года, предусматривала восстановление контракта при условии, что кредит был погашен с просрочкой более 90 дней, и в течение 12 месяцев не было просрочек более 30 дней по другим кредитам. До декабря было реабилитировано 1,3 миллиона таких контрактов. Из них с апреля по декабрь 566 175 человек вновь оформили кредиты, и 87 тысяч человек (15%) снова оказались в просрочке.

– На первом заседании правительства были ужесточены требования к потребительскому кредитованию. Видно, что потребительские кредиты стали драйвером роста для банков. Что происходит в этой сфере и какую закредитованность населения вы наблюдаете?

– Беззалоговые потребительские кредиты растут. Также увеличивается рынок товарных кредитов и рассрочек. Средний размер кредита небольшой – около 300 тысяч тенге. По сравнению с 2020 годом этот показатель немного снизился. Из 9 миллионов казахстанцев у 6 миллионов есть действующие кредитные контракты. Около 2,5-3 миллионов людей не имеют кредитных обязательств. Таким образом, нельзя сказать, что население чрезмерно закредитовано.

Многие текущие кредиты – это ипотека. Многие погасили старые кредиты за счет пенсионных накоплений и теперь берут новые. Это способствует росту цен на жилье. Средняя сумма кредита не изменилась значительно, медианное значение снизилось до 85 тысяч тенге, что свидетельствует о том, что большинство кредитов выдается на сумму до 85 тысяч тенге. Это и есть та самая рассрочка, о которой идет речь. При покупке квартиры людям нужно делать ремонт, покупать мебель и технику.

– Можете описать портрет заемщика? Как изменяются "длина" и "размер" потребительского кредита? Какова сейчас долговая нагрузка и насколько ей можно доверять?

– Портрет заемщика интересен. Из 19 миллионов человек 9,3 миллиона – мужчины и 9,9 миллиона – женщины. Средний возраст – 31,5 года. Основная масса кредитов выдается людям в возрасте от 25 до 44 лет. Женщины чаще начинают с ипотечных займов, что говорит о стремлении создать домашний очаг. Мужчины же начинают с автокредитов, так как для них важно иметь автомобиль. В возрасте 55+ увеличивается доля людей, приобретающих землю и скот.

По данным бюро национальной статистики за апрель 2021 года, средняя номинальная зарплата у мужчин в возрасте 34-44 лет составляет 286 тысяч тенге, у женщин – 215 тысяч тенге, что указывает на разрыв в доходах. Кредиты есть у более чем 70% мужчин и женщин. Средняя сумма кредита у мужчин 35-44 лет – 681 тысяча тенге, у женщин – 594 тысячи тенге. Это связано с доходами и коэффициентом долговой нагрузки.

Среднемесячный платеж у женщин 35-44 лет составляет 100 тысяч тенге, у мужчин – 107 тысяч тенге. Это объясняется тем, что у мужчин выше доход и больше возможностей для кредитования. Мужчины менее дисциплинированы в погашении кредитов: 25% мужчин находятся в просрочке, у женщин – 17%.

– В последние годы наблюдается бум ипотечного кредитования, строительства и роста рынка недвижимости. Это ведет к увеличению расходов на ремонт, мебель и технику, часто в кредит. Как изменился рынок ипотеки в 2020-2021 годах?

– За год рынок ипотечного кредитования удвоился. В 2021 году было выдано ипотек на 1,9 триллиона тенге для 149 тысяч заемщиков. Из 606 тысяч сделок с недвижимостью четверть оформлена в кредит. На это повлияло и изъятие пенсионных накоплений: 2,5 триллиона тенге направлено на улучшение жилищных условий, 15,3% – на погашение ипотеки, 16,2% – на первоначальный взнос.

– Что ждет рынок с завершением госпрограмм ипотеки и повышением порогов изъятия из ЕНПФ? Существует мнение, что рынок недвижимости перегрет, но объем ипотеки к ВВП в стране низкий. Есть ли риски для финансового сектора от ипотечного сегмента?

– Ожидается сокращение госпрограмм ипотеки. Существуют рыночная ипотека, программы через БВУ и Отбасы банк, ипотека через систему жилстройсбережений. Некоторые банки стабильно кредитуют ипотеки, имея достаточно ликвидности. Ипотека будет переходить в онлайн, что даст импульс развитию сегмента. Сокращение госпрограмм может привести к большему предложению со стороны Отбасы банка или рыночных игроков. Высокий спрос на жилье сохраняется, и его нужно поддерживать.

Кредиты выдаются заемщикам предпенсионного и пенсионного возраста, что несет риск возвратности. Однако риск будет управляться на уровне риск-менеджеров. При выдаче ипотеки важны стабильные официальные доходы.

– Недавние слухи о кредитной амнистии вызвали ажиотаж в южной столице, и регулятору пришлось их опровергать. Какова ситуация с заемщиками, которым ранее амнистировали долги? Вернулись ли они к кредитам?

– В Казахстане никогда не было кредитной амнистии. Это слухи, дестабилизирующие рынок. Несправедливо прощать кредиты тем, кто сознательно их берет. Есть миллионы людей, которые платят проценты и понимают, что за использование денег нужно платить.

Валютная ипотека была рефинансирована, когда курс резко вырос, и государство пошло навстречу, так как в 2007 году разрешало выдачу ипотек в иностранной валюте. В 2018 году правительство погасило задолженность по 300 тысяч тенге для социально уязвимых категорий. Это не амнистия, а погашение со стороны третьих лиц.

Люди просят списать кредиты, что неправильно. Если банк видит, что заемщик не может платить, он может реструктурировать долг. Но люди не склонны обращаться в банк в таких случаях.

– Не ухудшит ли ужесточение требований к заемщикам финансовое положение граждан? Согласно опросам Нацбанка, почти 90% людей живут "от зарплаты до зарплаты".

– Ужесточение требований не ухудшит финансовое положение. Люди не смогут брать большие кредиты без подтвержденных доходов и соответствующей долговой нагрузки. До 1 июля условия по коэффициенту долговой нагрузки остаются лояльными. Если регулятор ужесточит требования, это может привести к увеличению залогового кредитования. Автокредиты уже выросли в два раза. Люди закрыли ипотеку и хотят новые машины. Спрос на вторичном рынке растет. Когда у человека есть машина, он может заложить ее в автоломбард и продолжать ездить. Залоговое кредитование будет расти, если спрос на кредиты сохранится.

Регулятор не планирует вводить долговую нагрузку на залоговые кредиты. Если спрос на кредиты останется, люди будут менять формы кредитования. Если они не смогут обратиться в регулируемые организации, они могут обратиться к "черным" кредиторам. Снизить спрос на кредиты можно только увеличением доходов населения.

Мария Галушко

Источник