В ноябре 2021 года в Глазго, Шотландия, прошла конференция ООН по вопросам изменения климата, результатом которой стало подписание "Климатического пакта Глазго". Этот документ стал дополнением к обязательствам, принятым странами в рамках Парижского соглашения 2015 года, сообщает inbusiness.kz со ссылкой на energyprom.kz.
Декарбонизация стала глобальной тенденцией, необходимой и неизбежной, несмотря на возникающие трудности и вызовы. Например, Китай, крупнейший в мире источник выбросов парниковых газов, который отвечает за около 27% мировых выбросов, 16 июля 2021 года запустил Национальную систему торговли квотами на выбросы парниковых газов. В сентябре 2020 года китайское правительство объявило о намерении достичь углеродной нейтральности к 2060 году.

В Казахстане активно развиваются объекты возобновляемых источников энергии (ВИЭ). За первые десять месяцев 2021 года объекты ВИЭ произвели 3 млрд кВт·ч электроэнергии, что на 42,5% больше, чем за аналогичный период прошлого года, и в семь раз больше, чем в 2017 году. Это составляет 3,2% от общей генерации страны, тогда как год назад этот показатель был 2,4%. Для сравнения, в 2017 году производство в этом секторе составило всего 526,7 млн кВт·ч, что не превышало 0,5% от всей генерации страны.
Гидроэлектростанции обеспечили 8,1% производства электроэнергии за январь-октябрь 2021 года, что составило 7,6 млрд кВт·ч, хотя объемы генерации здесь сократились.
Несмотря на значительное развитие и рост объектов ВИЭ и вклад гидроэнергетики, их совокупная доля всё ещё мала – чуть более 11%. Основная часть энергозатратных производств страны по-прежнему полагается на тепловые и газовые электростанции.
Есть и другие примеры. Например, российская компания "РУСАЛ", крупнейший в мире производитель алюминия, производит около 90% продукции с использованием электроэнергии из возобновляемых источников, которую поставляют гидроэлектростанции Сибири. Это сложилось исторически, начиная с 1966 года, когда был запущен Братский алюминиевый завод, крупнейший в СССР на тот момент. Ввод в эксплуатацию стал возможен благодаря строительству на сибирских реках каскадов гидроэлектростанций.
В Казахстане ситуация иная. Большую часть бюджета страны формируют компании, использующие угольную генерацию.

За три квартала 2021 года потребление электроэнергии в Казахстане составило 83,2 млрд кВт·ч. Из них почти треть, или 30,5%, пришлось на 17 крупнейших предприятий-потребителей электроэнергии, которые использовали 25,4 млрд кВт·ч.
Согласно данным "КОРЭМ", 11 из 17 компаний, включая три крупнейшие, относятся к добыче и производству металлов, таких как ферросплавы, алюминий, сталь и другие. Эти предприятия потребляют 22,1% всей электроэнергии страны. Горно-металлургический комплекс – самая энергоёмкая отрасль.
Ещё три компании занимаются добычей и переработкой нефти, две – инфраструктурные предприятия, одна – производство неметаллической продукции.

Металлы и изделия из них составляют вторую по значимости экспортную позицию Казахстана после топливно-энергетических товаров. За первые десять месяцев 2021 года они обеспечили около 18% экспорта, или 8,7 млрд долларов из 49,1 млрд долларов совокупного экспорта.

Валовая добавленная стоимость (ВДС) промышленности в ВВП страны в 2019-2020 годах составляла 27%-28%, против 25%-26% в 2015-2016 годах. ВДС добычи металлических руд в 2019 году составила 8,5% от общей ВДС промышленности, ВДС металлургического производства – 16,3%, ВДС производства готовых металлических изделий – 1,1%.
Таким образом, добыча и производство металлов обеспечивали более четверти ВДС промышленного сектора и более 7% ВВП страны в 2019 году.

На официальном сайте премьер-министра Казахстана сообщалось, что на саммите СОР26 Казахстан объявил о намерении увеличить к 2030 году долю энергии из ВИЭ до 15% и достичь углеродной нейтральности к 2060 году. Для этого страна принимает меры по улучшению инвестиционной среды для привлечения иностранного капитала и технологий.
Политика торговых партнёров, таких как ЕС с его углеродным налогом, стимулирует казахстанских промышленников переходить на чистую энергию. Снижение углеродоёмкости продукции достигается за счёт увеличения доли электроэнергии из низкоуглеродных источников.
Ожидается, что инвестиции в развитие ВИЭ приведут к повышению тарифов на электроэнергию. Это повлияет на горно-металлургический комплекс и всех недропользователей. Также важно обеспечить доступные тарифы для населения.
Реализация климатической повестки – важная часть развития Казахстана. Однако резкий отказ от угольной генерации невозможен. Необходимо постепенно снижать долю углеродоёмкой энергетики, развивая гидроэнергетику и ВИЭ, а также создавать условия для использования чистой энергии на предприятиях.

