Вход

"Серый" экспорт топлива. Как его остановить и насколько действенны меры, принимаемые правительством

29 ноября 2021 03:51

Как остановить утечку топлива из Казахстана на соседние рынки?

Начнем с дизельного топлива, которое в последние месяцы стало проблемой как для рынка, так и для общественности. Увеличение транзитных грузоперевозок привело к тому, что с июня по октябрь около 200 тыс. тонн казахстанского дизеля было вывезено через транзитные грузовики, перемещающиеся по территории Казахстана. Транзитные перевозки из Узбекистана в Россию всегда были важной составляющей, так как Россия является одним из основных торговых партнеров Узбекистана.

Сегодня на розничном рынке Узбекистана дизельное топливо стоит 376 тг/литр, что делает заправку в Казахстане выгодной для узбекских перевозчиков. На российском рынке цена составляет 296 тг/литр, и это также делает Казахстан привлекательным для заправки транзитных грузовиков.

Для решения этой проблемы необходимо привлечение импортного дизельного топлива, возможно из России. Это позволит удовлетворить внутренние потребности и потребности транзита. Введение ограничений на заправку до 100 литров на одну машину не будет эффективным, так как заправки будут происходить на каждой АЗС по пути следования.

Какие меры необходимо принимать?

Необходимо обеспечить ввоз дизеля из России в зимний период, когда потребление на рынках Казахстана и России снижается, и формировать запасы из собственного дизеля. Это потребует пересмотра ценообразования, учитывая различия в налоговой нагрузке на дизельное топливо в Казахстане и России.

Что касается бензина, то ситуация несколько лучше. Внутреннее производство удовлетворяет как внутренний спрос, так и "серый" экспорт в Россию и Кыргызстан. Однако случаи незаконного экспорта все же имеют место. Например, в Павлодарской области была попытка вывоза 480 тонн бензина Аи-92 в Россию.

Чтобы сократить "серый" экспорт, необходимо выровнять цены на топливо с соседними рынками. Повышение цен на бензин до уровня 230 тг/литр может значительно снизить его незаконный экспорт.

Государству стоит пересмотреть налоговую политику на рынке ГСМ, чтобы часть повышения цен на топливо направлялась нефтяникам, а часть поступала в бюджет страны.

Ерлан Жаукин

Источник