Вход

"Проблема госпрограмм не в том, что у нас чиновники дураки"

26 ноября 2019 10:05

Об импортозамещении, экспортной стратегии и отсутствии ответственных за неудачи госпрограмм, а также о том, почему Казахстан не получает ожидаемых преимуществ от ЕАЭС, inbusiness.kz рассказал известный экономист Айдархан Кусаинов, автор книги "Экономика Казахстана. Мифы и реальность".

Айдархан, 25 лет назад мы предложили идею Евразийского экономического союза. В 2014 году в Астане подписали договор о его создании, но только через пять лет появилось Министерство торговли и интеграции. Почему так долго?

– С одной стороны, ничего не мешало, с другой – мешала наша политика импортозамещения. Мы не ставили целью защиту экономических интересов на внешних площадках. Экономическая мысль всегда была сосредоточена на внутреннем рынке. Импортозамещение – это не развитие собственного производства, а наоборот. Оно может его уничтожить.

Экспортная ориентация экономики подразумевает развитие собственного производства в большем масштабе. Если ставить целью удовлетворение спроса таких стран, как Китай или США, то можно представить, какие производства мы будем планировать.

Импортозамещение не означает развитие собственного производства. Это видно на примере Алма-Атинского хлопчатобумажного комбината (АХБК), который разорился, несмотря на попытки создать условия для замещения импорта текстиля.

Для развития производства необходимо создавать рынки и присутствовать на различных площадках. Мы попали в ловушку импортозамещения, что показал мировой опыт.

Мы сконцентрировались на импортозамещении, забыв о внешних рынках.

– У нас есть агентства по развитию местного содержания и госзакупкам, но с точки зрения внешней торговли ситуация была слабой. После создания ЕАЭС у нас не было министерства, отвечающего за внешнюю торговлю.

Кто отвечает за экономическую политику, если мы взяли худшее из мирового опыта?

– Мы подменили понятия. Ложные тезисы формируют общественное мнение, и даже умные люди начинают работать в неверном направлении.

Нам всегда нужен немедленный результат.

– В международных переговорах невозможно быстро достичь результатов. Проще пригласить инвестора и развивать импортозамещение. Совпадают личные и политические интересы, но государственные страдают.

В одной из песен есть строчка: "Как тяжело грести против течения".

– Это системное поведение. Многие стараются делать лучшее, но копают в другую сторону.

Сломать идеологию было сложно. Создание Минторга было необходимо для изменения ситуации. Теперь у министра торговли есть конкретная ответственность.

После создания ЕАЭС мы не видели необходимости в Минторге.

– Изменения начались. Появилась риторика об "экономике простых вещей". Мы начинаем делать простые вещи, а не гнаться за прорывными проектами.

Олег И. Гусев

Источник