Совсем недавно холдинг «Байтерек» (головная организация БРК. – Ред.) запросил предложения по пересмотру стратегии банка. Мы направили свои идеи, которые заключаются в следующем: необходимо снизить конкуренцию между Банком развития Казахстана и банками второго уровня. Для этого можно было бы перестать финансировать проекты на длительные сроки, скажем, на пять-семь лет, пока проект не начнет приносить стабильный доход», – рассказал на встрече KASE Talks председатель правления Банка развития Казахстана Болат Жамишев.
По его словам, в настоящее время средняя продолжительность кредитов БРК составляет 12 лет. То есть банк финансирует долгосрочные проекты, а банки второго уровня из-за отсутствия соответствующего финансирования не могут кредитовать такие крупные проекты («Это к вопросу о том, зачем нужен БРК», – отметил спикер).
«По этой причине все крупные проекты у нас. Наш портфель кредитов в обрабатывающем секторе и инфраструктуре практически равен портфелю всего банковского сектора в этом направлении. Это не очень хорошо, так как это говорит о том, что банки второго уровня не финансируют крупные долгосрочные проекты в этих секторах», – сказал он.
По мнению Болата Жамишева, в Казахстане недостаточно внимания уделяется повышению требований к системе корпоративного управления в крупных компаниях.
«Крупные проекты в основном инициирует крупный бизнес, а не малый и даже не средний. Поэтому требования к ним должны повышаться», – считает он.
Он также сообщил, что в прошлом году БРК тестировал новый стандарт финансовой отчетности – МСФО-9, который ориентирован на риски и значительно ужесточает требования.
«Но мы полностью отработали с аудиторами. Прошлый год был первым годом внедрения этого стандарта. Позиция наших аудиторов часто менялась в течение года, так как это все тестировалось в прошлом году», – рассказал спикер.
По его словам, результаты «тестирования» показали, что уже существующие жесткие требования (у БРК к заемщикам. – Ред.) предстоит еще ужесточить.
«У бенефициара или проектной компании должна быть хорошая кредитная история и стабильные денежные потоки, чтобы можно было, не сильно нагружая капитал банка, принимать на себя риски по таким проектам», – отметил Болат Жамишев.
По его мнению, это сближает требования, которые есть на фондовом рынке к потенциальным эмитентам, с теми, которые БРК применяет к своим клиентам.
В целом, также отметил спикер, сейчас БРК добился того, что за финансированием стали приходить «более или менее подготовленные проекты». В первые годы многие инициаторы приходили на начальной стадии – только с намерением и концепцией проекта, но без детализации и финансово-экономической модели.
«Но мы пересмотрели бизнес-процессы. Работа с клиентами начинается с анкеты, которую они заполняют, и если в анкете много прочерков, то они не смогут пройти на начальном этапе. Должна быть высокая степень готовности, и теперь приходит тот, кто действительно готов», – заключает спикер.
Напомним, что на прошлой неделе, 11 апреля, Болат Жамишев объявил об уходе с поста председателя правления Банка развития Казахстана. На встрече 19 апреля он уточнил, что завершает работу в БРК через неделю.
Елена Тумашова

