Вход

Неужели на развитие инфраструктуры Казахстан не нашел собственных средств?

11 апреля 2019 10:43

Сегодня среди стран Центральной Азии наибольшую задолженность перед Китаем имеют Кыргызстан и Таджикистан. Однако вызывает удивление, что Казахстан также увеличивает свои обязательства перед КНР, привлекая займы и кредиты, – отметил политолог Досым Сатпаев в интервью корреспонденту inbusiness.kz, обсуждая риски и последствия заимствования у Китая.

Как сообщалось ранее, сенат Парламента РК утвердил соглашение с Китаем о предоставлении Казахстану льготного кредита от Экспортно-импортного банка Китая. Займ составляет 2,062 млрд юаней (116 млрд тенге или 300 млн долларов), процентная ставка – 2%, срок погашения – 20 лет с пятилетним льготным периодом. Общая сумма возврата составит 2,5 млрд юаней (около 154 млрд тенге). Реализация проекта запланирована с начала IV квартала этого года до конца 2022 года.

Кредитные средства будут направлены на разработку проектно-сметной документации, закупку оборудования и проведение работ по модернизации девяти автомобильных и одного железнодорожного пунктов.

"Я не вижу выгоды для экономики Казахстана"

"Что меня удивляет? – продолжает Досым Сатпаев, анализируя необходимость кредита от КНР для Казахстана. – Кыргызстан и Таджикистан можно понять: это небогатые страны без собственных финансовых ресурсов и национального фонда. У нас же такой фонд есть. Однако история его использования показывает, что ресурсы фонда в основном тратились на спасение банковской системы, а не на развитие экономики или поддержку инновационных проектов. Основные средства (трансферты из Нацфонда. – Ред.) уходили на спасение крупных банков, связанных с элитой".

Эксперт задается вопросом: неужели для развития таможенной и пограничной инфраструктуры Казахстан не нашел собственных средств?

"Мы и так уже взяли немало кредитов у Китая. Кроме того, с Китаем подписано соглашение о создании 50 предприятий на нашей территории, в которые китайцы планируют вложить 28 миллиардов долларов", – добавляет он.

По мнению эксперта, при одобрении кредита государство не озвучивало важные детали соглашения, такие как закупка оборудования у КНР, что означает поддержку китайского производителя, а не отечественного. Также, вероятно, рабочая сила будет привлекаться из Китая.

"Я не вижу выгоды для экономики Казахстана. Если бы кредиты способствовали созданию новых рабочих мест или технологических производств в Казахстане, это было бы оправдано. Но когда мы за счет таких кредитов поддерживаем китайскую экономику, это кажется нелогичным", – говорит Досым Сатпаев.

Кроме того, в обществе и так сильны антикитайские настроения, особенно в Казахстане и Кыргызстане. Эти настроения будут усиливаться.

"В будущем многие жители Центральной Азии будут считать себя частью мусульманского мира, что приведет к негативному отношению к Китаю, который оказывает давление на мусульман в СУАР. Это создаст проблемы для Китая в политике и инвестициях", – заключает эксперт.

Эффекты и преимущества для сторон

Как ранее сообщал inbusiness.kz, министр финансов Алихан Смаилов отметил необходимость займа. "Имеющаяся инфраструктура не позволяет осуществлять равномерный и ускоренный пропуск увеличивающегося потока. Пример – ситуация на казахстанско-узбекской границе, где ежедневно образуются очереди из 300 транспортных средств", – сказал он на заседании сената.

Руководитель управления Комитета государственных доходов Минфина Кайрат Маубаев пояснил, что Китай заинтересован в развитии автомобильных перевозок, так как это сокращает сроки доставки (с полтора месяцев и 30-35 дней до 10-15 дней) по сравнению с морским и железнодорожным транспортом.

На полученные средства Казахстан заменит досмотровой комплекс на железнодорожном пункте "Достык" и увеличит пропускную способность автомобильных пунктов в пять раз.

"Экономический эффект заключается в поступлении порядка 300 миллиардов тенге в год от таможенных платежей и налогов. Полная автоматизация процессов прохождения границы и строительство главного управления в Астане уменьшат коррупционные риски", – сообщил Кайрат Маубаев.

Елена Тумашова

Источник