Недавно председатель правления АО "Роснано" Анатолий Чубайс сделал громкое заявление, утверждая, что в среднесрочной перспективе Казахстан может обойти Россию по уровню жизни, если экономический рост в России останется на нынешнем уровне. Это заявление вызвало оживлённые дискуссии о вероятности такого сценария.
В интервью порталу аbctv.kz известный российский экономист Владислав Иноземцев поделился своим мнением о перспективах казахстанской экономики и её взаимодействии с Россией.
– Каковы шансы, что Россия, переживая стагнацию, отстанет от Казахстана и Турции, как предсказывает Чубайс? Какие слабые стороны есть у экономик Казахстана и России, и что их тормозит?
– Интервью Чубайса вызвало в России неоднозначную реакцию, его восприняли как оправдание авторитарной модернизации, не требующей западной демократии. Сравнение с Казахстаном и Турцией логично: обе страны имеют персонализированную власть и амбициозные планы развития.
Вероятность отставания России от Казахстана и Турции действительно существует. Сейчас Россия опережает Казахстан по ВВП на душу населения по паритету покупательной способности на 7%, а Турцию – на 5,4%, но разрыв сокращается.
Обе экономики зависят от сырьевого сектора: в России 73% экспорта приходится на нефть, газ и металлы, в Казахстане – почти 85%. Контроль государства над экономикой также значителен, хотя в Казахстане он более мягкий и предсказуемый.
– С учётом зависимости Казахстана от России, возможно ли, что Казахстан обгонит Россию?
– Зависимость Казахстана от России не так велика: на Россию приходится около 20% казахстанской внешней торговли, на ЕС – более 40%, на Китай – 13,3%. Китайские и западные инвестиции превышают российские.
При ограничении прав Казахстана со стороны России, как это было с транзитом украинских товаров, Казахстану стоит использовать свои возможности в ЕАЭС.
Мне кажется, что Казахстан может обогнать Россию, если улучшит инвестиционный климат и работу институтов власти.
– Ваша статья "Сингапур по-соседству" упоминает потенциал Казахстана. Может ли это сыграть против Москвы?
– Да, может. Казахстан движется в сторону европейских стандартов, создавая Международный финансовый центр в Астане. Если проект разовьётся, Казахстан может стать центром постсоветских инвесторов.
Также стоит учитывать присутствие Китая и проект "Один пояс, один путь", в который Казахстан активно вовлечён.
– Как Вы оцениваете вероятность достижения Казахстаном цели войти в 30 развитых стран мира?
– Это сложный вопрос. В 2012 году президент Казахстана поставил цель войти в 30 развитых стран к 2050 году. Прогресс есть, но сложно предсказать, какими будут ведущие экономики в 2050 году.
Важно стремиться к улучшению благосостояния населения и модернизации экономики, и в этом Казахстан добивается успехов.
– Насколько серьёзна кооперация экономик Казахстана и России? Смогут ли они диверсифицироваться и уйти от зависимости от нефти?
– Кооперация ограничена. Статус сырьевых экономик сокращает возможности взаимодействия. Россия не спешит инвестировать в Казахстан, где 41% добычи нефти приходится на западные и американские компании.
Переход от нефти требует совершенствования сырьевой отрасли и развития смежных направлений, как это делают в Саудовской Аравии и ОАЭ.
– Учитывая экономические темпы, может ли Казахстан обогнать Россию по уровню жизни?
– Казахстан уже обходит Россию по темпам роста. У Казахстана хорошие перспективы улучшения качества жизни населения.
Важно ориентироваться на улучшение жизни граждан, а не только на экономические показатели.
Аскар Муминов

