Затраты населения и бизнеса из-за запрета на «параллельный» импорт исчисляются миллиардами тенге, заявил глава Союза независимого автобизнеса Казахстана (СНАК) Тимур Жаркенов на выездном заседании общественной приемной Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) в Астане, состоявшемся в начале июня на площадке Национальной палаты предпринимателей (НПП) «Атамекен». Однако правительство Казахстана, похоже, игнорирует существование этой проблемы, не обращая на нее должного внимания в рамках ЕЭК.
Напомним, что на территории Евразийского экономического союза (ЕАЭС) действует региональный принцип исчерпания исключительного права на товарный знак. Это определено союзным договором и означает, что ввоз оригинальной продукции в страну возможен только с согласия владельцев товарного знака, которые, как правило, работают через дистрибьюторов.
Таким образом, покупка у официальных представителей в третьих странах и ввоз на территорию ЕАЭС запрещены. На практике это привело к злоупотреблениям со стороны официальных дистрибьюторов и требует пересмотра распоряжения Евразийского межправсовета о принципах исчерпания прав на товарные знаки от 13 апреля 2016 года.
«Проведенный анализ по автозапчастям показал, что цены завышены на 200-400 процентов по сравнению с другими странами, не входящими в ЕАЭС. Мы также обнаружили значительное завышение цен на медикаменты. Например, розничная цена препарата фазлодекс англо-шведского производителя AstraZeneca в Турции составляет 60 тысяч тенге, а в Казахстане она выше на 400-500 процентов», — отметил Жаркенов.
Запрет на «параллельный» импорт в ЕАЭС не распространяется на Армению.
«Представители ЕЭК и министр здравоохранения Армении заявили, что для них крайне важен параллельный импорт. Это позволит оригинальной продукции свободно продаваться, что заставит владельцев товарного знака снижать цены. По нашим оценкам, цены на автозапчасти могли бы снизиться на 20-30 процентов», — пояснил Жаркенов.
Министр по конкуренции и антимонопольному регулированию ЕЭК от Казахстана Марат Кусаинов сообщил, что комиссия проработала данный вопрос и одобрила проект протокола о внесении изменений в договор, который позволит Евразийскому межправсовету временно устанавливать международный принцип исчерпания исключительного права на товарный знак.
«Этот вопрос находится на завершающей стадии подготовки. Мы планируем инициировать рассмотрение отдельных рынков, где действует региональный принцип исчерпания прав на товарный знак, и проверить соблюдение правил», — резюмировал министр.
Комитет по регулированию естественных монополий, защите конкуренции и прав потребителей (КРЕМиЗК) сообщил, что анализ влияния запрета «параллельного» импорта на рынок автозапчастей и лекарств не проводился.
Министерство национальной экономики отметило, что бизнес-сообщество предложило ввести «параллельный» импорт для автозапчастей, лекарственных средств и медицинского оборудования. Ведомство совместно с госорганами рассматривает целесообразность включения этих позиций в перечень товаров, на которые будет временно применяться международный принцип исчерпания.
СНАК подсчитал, что пассивность правительства обходится казахстанцам в значительные суммы. На 1 апреля 2018 года в Казахстане насчитывалось 3,8 млн легковых автомобилей, из которых свыше 60% старше 10 лет. Средние расходы на запчасти составляют 30 тыс. тенге в год, а общий оборот рынка запчастей составляет 115 млрд тенге.
Даже при двукратном росте цен на запчасти казахстанцы переплачивают до 57 млрд тенге в год, что больше годовых поступлений в бюджет по транспортному налогу за 2017 год.
Министерство здравоохранения планирует ввести новые правила регистрации цен, требующие от производителей предоставления информации о ценах в 39 странах.
«Эти правила направлены на предотвращение неэтичной практики со стороны производителей и дистрибьюторов, чтобы цены в Казахстане не были выше, чем в других странах», — отметил министр здравоохранения Елжан Биртанов.
Майра Медеубаева

