О том, какие выгоды получат страны Евразийского экономического союза от подписанных с Ираном и Китаем торговых соглашений, а также о перспективах дальнейшего развития экономических отношений ЕАЭС с другими странами, в интервью abctv.kz рассказала член Коллегии (министр) по торговле Евразийской экономической комиссии Вероника Никишина.
– На АЭФ были подписаны соглашения о создании зон свободной торговли между ЕАЭС, Китаем и Ираном. Как это повлияет на экономические отношения между странами союза, Китаем и Ираном?
– Мы заключили соглашение с Китаем о торгово-экономическом сотрудничестве. Это не преференциальное соглашение, и это важно подчеркнуть, так как бизнес обеспокоен возможным снижением таможенных пошлин на импорт из Китая. Сразу отмечу, что это соглашение не касается вопросов снижения ввозных пошлин на китайские товары, и наоборот. Оно охватывает широкий круг вопросов, таких как нетарифные барьеры, конкуренция, электронная торговля и техническое регулирование. Мы называем это соглашение – соглашением возможностей. В его рамках создается совместный комитет на уровне министров. Деловой совет нашего союза приглашает бизнес к активному участию в формировании повестки с Китаем. Таким образом, соглашение создаст процедуры упрощения ведения бизнеса и предоставит возможность запрашивать необходимые документы для предпринимателей.
Что касается Ирана, это преференциальное соглашение, но временное, на три года. Мы договорились о снижении пошлин на определенные товары, которые интересны обеим сторонам. В результате наши экспортеры получат более выгодные условия на иранском рынке. Даже в процессе переговоров товарооборот с Ираном значительно увеличился.
– Что произойдет после окончания действия временного соглашения через три года?
– Временное соглашение должно привести к созданию полноценной зоны свободной торговли. Мы определили три года для реализации этого соглашения и установления отношений с Ираном. Если по истечении этого срока мы достигнем новых договоренностей, они войдут в новое соглашение. Если нет, то соглашение может быть продлено по обоюдному согласию сторон. Мы видим необходимость его расширения, поэтому приглашаем бизнес к активному участию в переговорах.
– Каковы последствия выхода США из ядерного соглашения с Ираном для стран ЕАЭС?
– ЕАЭС – это экономическая организация, и мы стараемся, чтобы политика не вмешивалась в экономические отношения. Товары, по которым мы договорились с Ираном, не относятся к чувствительным сферам, и мы надеемся, что это не повлияет на торговлю гражданскими товарами и продовольствием.
– Как заключение соглашения с Китаем повлияет на казахстанских бизнесменов, особенно из агросектора?
– Соглашение включает как наднациональное регулирование, так и двустороннее сотрудничество. Оно дает возможность бизнесу решать проблемы через отраслевое сотрудничество. Будут созданы отраслевые диалоги, которые помогут бизнесу в упрощении торговли.
– Возможны ли послабления по требованиям качества и безопасности продукции для стран ЕАЭС?
– Теоретически это возможно, и китайские партнеры готовы к диалогу. Главное – готовность бизнеса. Мы надеемся, что будут созданы группы по интересам для обсуждения товарных и регуляторных вопросов.
– Какие дальнейшие планы у союза по расширению экономического сотрудничества с другими странами?
– У нас есть мандат, подписанный пятью президентами, и мы ведем переговоры с Сербией, Индией, Египтом, Сингапуром и Израилем. Ожидайте новостей о прогрессе.
Ирина Севостьянова

