Глава правления Евразийского банка развития Дмитрий Панкин отметил, что одной из ключевых проблем в организации перевалки грузов контейнерными составами из Китая через Казахстан является недостаток возможностей для обработки этих грузов как в Казахстане, так и в России. Это связано как с отсутствием соответствующих мощностей, так и с юридическими трудностями при таможенном оформлении контейнеров.
"Банки развития традиционно занимаются инфраструктурными проектами, транспортом и энергетикой. Если говорить о транспортных проектах, то это одна из самых актуальных тем. Сейчас много обсуждается Шелковый путь, но есть важная проблема – контейнеризация перевозок по маршруту Китай – Казахстан – Россия – Западная Европа. Сейчас уровень контейнеризации на наших железнодорожных перевозках составляет около двух процентов, что в три раза меньше, чем в Китае. Поезда из Китая проходят Казахстан и Россию, достигают Москвы, где происходит разгрузка и таможенная очистка, а затем контейнеры доставляются автомобилями по России и даже обратно в Казахстан. Это неэффективная система, хотя в Казахстане есть около 10 станций, где можно предоставлять полный спектр услуг по перегрузке контейнеров", – отметил Панкин.
По его словам, существующие мощности в Казахстане не покрывают растущий объем контейнерных перевозок из Китая. "Общая мощность по обработке контейнеров в Казахстане составляет около 400 тысяч контейнеров в год, но уже сейчас обрабатывается 180 тысяч контейнеров, и каждый год этот объем удваивается. Через год-два мощности будут исчерпаны. Поэтому необходимо строительство новых терминалов, чтобы довести объем до 1,2-1,4 миллиона контейнеров в год", – добавил он.
Также Панкин отметил, что по оценкам аналитиков, около 4% грузооборота между Китаем и Западной Европой может быть переведено на транзит через контейнерные железнодорожные перевозки по евразийскому пространству.
"Еще одна интересная сфера – энергетика. Создание азиатского большого энергокольца может привести к значительной экономии за счет перетока электроэнергии между странами региона. По оценкам, это позволит сэкономить порядка 67 гигаватт мощностей электростанций и снизить инвестиции на 65 миллиардов долларов", – подчеркнул он.
Панкин указал, что координация между странами – ключевой вопрос для реализации трансграничных проектов. "Без нее эффективность многих проектов под вопросом. Например, дорога из Китая через Казахстан достигает границы с Россией, но там начинается бездорожье, и Россия еще не определилась с маршрутом строительства. В Казахстане тоже принято решение о строительстве дороги, но без согласования с Россией", – отметил он.
Еще один проект, который может пострадать из-за недоговоренности – модернизация Экибастузской ГРЭС-2. "В проекте участвуют 'Интер РАО', фонд 'Самрук-Казына', наш банк и Внешэкономбанк России. Однако из-за недостаточной координации с планами России, проект может оказаться неэффективным", – заключил Панкин.
Он подчеркнул, что инициаторы проектов должны убедиться в наличии координации на межстрановом уровне. "Здесь я вижу важную роль нашего банка и других многосторонних банков как организаторов и координаторов таких проектов", – заключил он.
Игорь Воротной

