Согласно информации, предоставленной Казахстанской туристской ассоциацией (КТА), клиенты, которые ранее приобрели туры в Турцию, начали обращаться к туроператорам сразу после государственного переворота в этой стране. По состоянию на текущий момент, около ста клиентов из числа обращавшихся к туроператорам, входящим в КТА, подали заявки на отмену своих путевок. Эти операторы охватывают 80% казахстанского рынка туристических услуг. Как сообщила abctv.kz представитель КТА в Астане и генеральный директор столичной турфирмы "Саят" Инна Рей, заявки в настоящее время находятся на стадии рассмотрения.
"Процесс начался с первого дня событий в Турции, то есть с 16 июля. Люди приходили в агентство, интересовались безопасностью в Турции и возможностью отмены туров. Основная часть обратившихся предпочитает не отменять, а перенести свой отдых. В конце концов, все, кто хотел отменить туры и выбрать другое направление, остались при своих прежних решениях. На данный момент отменяют туры только те, кто планировал поездку в августе, но и они просят временно приостановить бронирование, ожидая развития ситуации в Турции, или рассматривают другие направления", - отметила Инна Рей.
Она подчеркнула, что на фоне 6-8 тысяч казахстанских туристов, еженедельно вылетающих на отдых в Турцию, 100 заявок на отмену путевок являются незначительной потерей.
Инна Рей также добавила, что в условиях, когда в Турции не объявлен режим чрезвычайной ситуации и авиаперелеты в эту страну выполняются без ограничений, альтернативы этому направлению отдыха практически нет.
"Мы считаем, что нужно проявить терпение. Анталья остается наиболее удобным и качественным местом для отдыха, особенно для семей с детьми. Мы рассматриваем различные страны по запросу клиентов, и даже ближайшие направления в Казахстане оказываются дороже", - сказала Инна Рей.
По поводу возмещения путевок туристам, которые все же отказываются от отдыха в Турции, большинство авиаперевозчиков возвращают полную стоимость билета. Директор Казахстанской туристской ассоциации Рашида Шайкенова отметила, что лишь несколько компаний требуют 100-процентное возмещение ущерба. Переговоры ведутся, и каждый случай рассматривается индивидуально: "Некоторые авиакомпании, такие как Turkish Airlines и Air Astana, делают полный возврат стоимости билета. PEGAS возвращает деньги на стамбульское направление, так как они не летают в Анталью. Другие компании ищут решения, и руководство проявляет понимание", - сказала она.
По данным Рашиды Шайкеновой, до 17 июля на курортах Турции отдыхало около 7,5-8 тысяч казахстанцев. В прошедшее воскресенье часть туристов вернулась домой. "Среди них те, кто завершил отдых, и те, кто решил его прервать. Некоторые продолжают отдыхать в штатном режиме. Из Антальи поступает информация, что там все спокойно, погода хорошая. Единственное, отели усилили меры безопасности и не рекомендуют гостям покидать территорию отеля", - добавила она.
По ее словам, ежедневные рейсы в Анталью из Казахстана выполняют местные компании: Scat и Air Astana, а также зарубежные - Atlasjet и Turkish Airlines.
Некоторые авиаагентства отмечают, что текущая ситуация с возвратом авиабилетов в Турцию из-за переноса или отказа от отдыха лишает их прибыли и делает работу невыгодной.
"Сегодня мы сталкиваемся с авралом по возвратам", - заявил abctv.kz глава агентства воздушных сообщений Ost-West Дмитрий Островский.
По его словам, авиакомпании с пониманием относятся к ситуации. "Даже при жестких тарифных условиях, предусматривающих штрафные санкции и невозвратные билеты, разрешают полный возврат или переносы. Клиентам предоставляется свобода в этом вопросе", - отметил он.
Поскольку возврат билетов является вынужденной мерой, все заработанное агентством при их продаже возвращается клиентам.
"Тарифная политика нашей компании предусматривает полный возврат сервисного сбора в случае форс-мажора. Мы не зарабатываем на этом, и работа становится убыточной. Обычно возвратов меньше, чем продаж, и это нормальная часть нашей работы. Но массовые возвраты наносят ущерб нашему бизнесу, и вся предыдущая работа становится бесполезной", - добавил Дмитрий Островский.
Агентство Ost-West имеет офисы в Астане, Караганде и Кокшетау. Субагенты, с которыми оно работает, охватывают центральный, северный и западный Казахстан.
Саян Абаев

