Вход

Свободные тарифы не улучшат бизнес-климат

07 декабря 2015 10:12

С 1 января 2017 года правительство Казахстана намерено прекратить регулирование цен естественных монополистов. Это решение мотивировано желанием улучшить бизнес-климат и необходимостью обновления инфраструктуры.

Об этом 4 декабря сообщил председатель Комитета по регулированию естественных монополий и защите конкуренции Министерства национальной экономики Серик Жумангарин. Он отметил, что с начала 2017 года ценовое регулирование будет заменено на антимонопольные инструменты, что означает, что за ценовой сговор все равно будут наказывать.

По словам председателя антимонопольного комитета, любое ценовое регулирование создает барьеры для бизнеса. Он подчеркнул, что для нормального развития экономики необходима конкуренция.

Отказ от ценового регулирования должен привлечь инвестиции в инфраструктуру страны. Однако, как показывает практика, ситуация может быть сложнее. Например, в энергетическом секторе, где необходимо привлечение инвестиций для модернизации электросетей. Антимонопольное ведомство отмечает, что долгие годы в затраты казахстанских компаний не включались средства на модернизацию. В результате износ электросетей составляет 67%, теплосетей – 69%, а системы водоснабжения – 60%.

Если не проводить ремонт сетей, это может привести к серьезным проблемам, включая перебои в электроснабжении, что увеличит расходы как для бизнеса, так и для населения. В условиях растущего спроса на электричество, вызванного переходом на электромобили, модернизация сетей становится особенно актуальной. Вложение в новые линии электропередач может создать значительный экономический эффект.

Опыт развитых стран показывает, что решение таких проблем требует значительных инвестиций. Например, Евросоюзу требуется 100 миллиардов евро для инвестиций в электросети до 2020 года. Эксперты предлагают различные подходы к финансированию, включая выпуск дополнительных акций электросетевыми компаниями и совершенствование регулирования для привлечения заемных средств.

В Казахстане подобные варианты не обсуждаются, и основное внимание уделяется тарифам. Исследования показывают, что ключевым является не столько размер тарифа, сколько его структура. В странах ЕС доля электросетевых компаний в тарифах для домохозяйств составляет от 20% до 50%, а для юридических лиц – от 10%.

Отказываясь от ценового регулирования, Казахстан надеется, что рыночные игроки смогут установить справедливые тарифы. Однако, опыт 90-х годов и отток капитала из страны указывают на возможные проблемы. Электрогенерирующие компании могут завысить цены, что приведет к увеличению тарифов для конечных потребителей и возможному росту случаев мошенничества.

Крупный бизнес может создать собственные электросетевые компании, что уменьшит наценку электросетевых компаний и затормозит модернизацию сетей. В результате обычные потребители могут столкнуться с более высокими тарифами, что негативно скажется на бизнес-климате.

Марат Каирленов, кандидат экономических наук

Источник