Вход

Необходимо бороться с причинами инфляции, а не с самой инфляцией

27 ноября 2015 11:11

Концентрация Национального банка только на контроле инфляции, без учета ее воздействия на другие экономические показатели, может привести к нежелательным последствиям.

Финансовый регулятор практически не учитывает аспекты промышленного и экономического роста, считает управляющий директор – директор департамента экономики Национальной палаты предпринимателей РК "Атамекен" Нурлан Сакуов.

- Попытки центрального банка регулировать рост цен через монетарные инструменты, понимая, что цены увеличиваются не только из-за денежной массы, но и из-за высокой зависимости от импорта, могут оказаться неэффективными, – поясняет представитель НПП.

Нурлан Сакуов отмечает, что инфляция в Казахстане имеет в большей степени импортируемый характер. Она вызвана чрезмерным поступлением иностранной валюты и ростом цен на импортные товары. Это связано с тем, что значительная часть потребляемых товаров завозится из-за рубежа, а внутреннее производство остается недостаточно развитым. Например, в 2014 году доля импорта в общем объеме ресурсов РК составляла: по одежде и обуви – 97,6%, по основным фармацевтическим продуктам – 92%, по автотранспортным средствам – 91%, по мясу птицы и пищевым субпродуктам – 54%, по переработанным и консервированным овощам – 81%, по сухому молоку – 90%.

Основной причиной инфляции директор департамента экономики НПП считает обменный курс:

- Исследования сотрудников Нацбанка показывают, что ни денежная масса, ни денежная база не являются ключевыми факторами инфляции в Казахстане. Согласно эконометрическим оценкам, именно обменный курс тенге является значимым фактором инфляции. Изменение обменного курса практически мгновенно отражается на росте цен.

Собеседник abctv.kz подчеркивает, что политика инфляционного таргетирования, проводимая Национальным банком Казахстана, направлена на поддержание инфляции в заданных рамках. Нацбанк поставил цель снизить уровень инфляции до 3-4% к 2020 году, что подразумевает переход на свободно плавающий обменный курс тенге. Таким образом, обменный курс становится ориентиром для стабильной инфляции, говорит Нурлан Сакуов.

Однако переход на инфляционное таргетирование ослабил доверие к тенге и регулятору, снизил уровень кредитования экономики, отмечает эксперт. На 1 сентября 2015 года объемы кредитования экономики сократились на 6% по сравнению с декабрем 2014 года, что ограничивает рост ВВП в текущем году.

Идею инфляционного таргетирования еще в 2008 году критиковал нобелевский лауреат по экономике Джозеф Стиглиц. Он утверждал, что повышение процентной ставки, как это делает Нацбанк Казахстана, не является универсальным средством борьбы с инфляцией. В развивающихся странах инфляция часто вызвана ростом мировых цен на нефть и продукты питания, которые занимают значительную долю в расходах населения. По словам Стиглица, в таких странах инфляция в основном импортируемая, и повышение процентных ставок не повлияет на мировые цены зерна или топлива. Он также добавил: "Остается надеяться, что большинство стран не будет вводить инфляционное таргетирование. Моё сочувствие гражданам тех государств, которые это сделают".

Аналогичное мнение высказывают главный экономист Международного валютного фонда Оливер Бланшар и профессор Гарвардского университета Джеффри Франкель. Последний предлагает перейти от таргетирования инфляции к таргетированию роста номинального ВВП, что предполагает смену приоритетов денежно-кредитной политики на стимулирование экономического роста и занятости.

- Нацбанк утверждает, что стабильность цен улучшит инвестиционный климат. Однако завышенная ставка Нацбанка способствует инфляции и ограничивает инвестиции. Улучшение условий кредитования и развитие долгосрочного кредитования могли бы стимулировать бизнес к реализации долгосрочных проектов и модернизации. Без долгосрочного кредитования на приемлемых условиях рост инвестиций маловероятен, – подчеркивает Нурлан Сакуов.

Он считает, что снижение процентных ставок уменьшит долговую нагрузку на население, а уменьшение процентных платежей позволит гражданам увеличить сбережения, что станет ресурсом для инвестиций и увеличит объемы продаж товаров и услуг.

- Доля денежного агрегата M2 в ВВП Казахстана составляет 24 процента, в то время как в России – 45 процентов, а в Китае – 195 процентов. Это означает, что у Казахстана есть резервы для стимулирования роста. Меры финансовой поддержки должны быть направлены на конкретные инвестиционные проекты, чтобы деньги работали на экономику и обеспечивали мультипликативный эффект, – заключил Нурлан Сакуов.

Алина Альбекова

Источник