Интересно проанализировать данные, представленные вице-министром национальной экономики РК Тимуром Жаксылыковым. В период с 2010 по 2012 годы товарооборот между Казахстаном и странами ТС — Россией и Белоруссией — увеличился вдвое, достигнув 24,5 млрд долларов США. Однако уже тогда начали проявляться негативные экономические тенденции: ускорение инфляции из-за "экспорта инфляции" из России, рост цен на продукты питания и торговые дисбалансы в отношениях с Россией.
Несмотря на повседневные проблемы, такие как рост цен на продукты из-за ТС, отношение казахстанцев к этой структуре всегда было положительным. В 2013-2014 годах руководство Казахстана всё больше беспокоило наличие торгового дисбаланса в отношениях с партнёрами по евразийской интеграции. Казахстан планировал предложить унификацию таможенных пошлин в рамках ТС, особенно на нефтепродукты. По данным министерства финансов, на 1 сентября 2013 года Казахстан распределил на 26 млрд тенге больше ввозных таможенных пошлин, чем получил от России и Белоруссии. Рост импорта в Казахстане опережал рост в России и Белоруссии, что приводило к увеличению поступлений от импортных пошлин, но также и к оттоку валюты из страны.
Экспорт из Казахстана в Россию сокращается, тогда как импорт из неё растёт. Казахстан импортирует из России товаров в 2,4 раза больше, чем экспортирует. Это вызывает недовольство среди казахстанской элиты. В середине сентября 2013 года Агентство РК по защите конкуренции выявило более 30 ограничений доступа казахстанских предпринимателей на рынки ТС. Тимур Назханов, вице-президент Независимой ассоциации предпринимателей РК, отмечал, что Россия продвигает свои товары в ущерб экономическим интересам Казахстана. Особо критично настроены производители алкоголя. Депутат Гульжана Карагусова заявила, что ТС стал идеальной схемой для перевода средств в оффшоры. Аналогичную критику высказывал и ЦБ России.
Несмотря на дискуссии, экономические связи между Россией и Казахстаном укрепляются. Появляются новые аспекты сотрудничества, такие как миграция. Ранее массовой трудовой миграции из Казахстана в Россию не было, но теперь молодёжь с юга Казахстана едет на заработки в Россию. На конец августа 2013 года в России находилось более 600 тысяч граждан Казахстана. Это связано с созданием ТС, который предусматривает свободное передвижение рабочей силы. Рост миграции имеет как положительные (усиление связей), так и отрицательные (межэтническая напряженность) последствия.
Создание ЕАЭС будет способствовать развитию российско-казахстанского сотрудничества. Однако процесс становления ЕАЭС сложен и противоречив, особенно на фоне геополитической ситуации вокруг Украины. Это вынуждает Казахстан вести многовекторную политику. Тем не менее, Казахстан не поддерживает антироссийскую кампанию в СМИ.
Казахстан всегда интересовала евразийская интеграция. Президент Н. Назарбаев видит себя лидером интеграционного движения на постсоветском пространстве. Однако страна продолжает многовекторную внешнюю политику. Определённые претензии к дисбалансам евразийской интеграции, а также экономические потери от санкций между Россией и Западом, сдерживают отказ от многовекторности.
При анализе ситуации в Казахстане в контексте интеграционных процессов необходимо учитывать следующее:
1. Интеграционные связи формируются на фоне дифференциации интересов стран-участников и укрепления позиций национальных элит, поддерживающих многовекторность.
2. Евразийская интеграция сопровождается расширением взаимодействия с внешними странами (КНР, Запад).
3. Перспективы интеграции зависят как от объективных факторов (взаимодополняемость экономик), так и от субъективных (многовекторные интересы элит). Интеграция опирается на российские ресурсы, но пока не способна полностью блокировать негативные внешние влияния. Однако отрицательные воздействия не останавливают развитие интеграции.
Практические рекомендации:
А. России необходимо учитывать претензии Казахстана к интеграции и вести диалог по этому вопросу, подчеркивая взаимовыгодность процесса.
Б. В переговорах следует учитывать многовекторность казахстанской внешней политики.
В. Россия может использовать влияние Казахстана в Центральной Азии для продвижения интеграции, учитывая интересы Астаны.

