Несмотря на замедление экономики, борьба с ростом инфляции останется приоритетом для государства в следующем году. Внешние факторы могут замедлить рост ВВП страны, так как экономика сильно зависит от цен на энергоресурсы, и усложнить задачу снижения инфляции из-за зависимости от импорта, в основном из России, сообщает inbusiness.kz со ссылкой на аналитический центр Ассоциации финансистов Казахстана.
К возможным внешним рискам относятся нестабильность в регионе и в крупнейших экономиках мира, рост долговых и валютных рисков в развивающихся странах, санкции и торговые войны, отток ликвидности с развивающихся рынков, а также рецессия в мировой экономике из-за повышения ставок мировыми центробанками. Эти факторы будут влиять на основные макроэкономические показатели в 2023 году, считают аналитики АФК.
В четвертом квартале 2022 года ВВП снижается с 4,6% в первом полугодии до 2,5% к началу ноября. Это связано в основном с динамикой горнодобывающей промышленности (-1,0% за 10 месяцев 2022 года), в то время как в других отраслях экономики рост превышает 3% (8,2% в сельском хозяйстве, 7,1% в связи, 5,0% в строительстве, 4,1% в торговле, 3,9% в транспорте).
Завершение ремонта первого ВПУ КТК в середине ноября, снижение цен на энергоресурсы с пиковых значений, трудности с экспортом казахстанской нефти, ужесточение монетарных условий из-за инфляции и высокая база 2021 года определят рост ВВП в пределах 2,5–2,9% по итогам года.
В 2023 году доллар может подорожать до 497,1 тенге, что на 5,7% выше текущего уровня (470,35 тенге за доллар). Замедление на мировом сырьевом рынке и высокая процентная политика в США могут давить на тенге.
Также на курс тенге могут негативно повлиять ослабление рубля и сложная геополитическая ситуация, тогда как внутренние факторы будут сглаживать волатильность курса (выравнивание платежного баланса и бюджета, изменение монетарной политики Нацбанком, продажи инвалюты из Нацфонда и т.д.).
Рост ИПЦ по итогам 2022 года может превысить 20%, а в 2023 году замедлиться до 14,3%
В ноябре потребительские цены выросли на 19,6% годовых, превысив прогноз НБРК на 2022 год в 16-18%. Основным фактором роста цен является продовольственная инфляция (+24,1%), тогда как непродовольственная инфляция растет медленнее (+18,6%), а инфляция платных услуг еще слабее (+14,1%).
К концу года давление потребительского спроса может усилиться. Бюджетные расходы также растут: расходы консолидированного бюджета за 9 месяцев 2022 года составили 16,9 трлн тенге против 14,2 трлн тенге за 9 месяцев 2021 года (+19%). Ценовое давление может усилиться из-за завершения плодоовощного сезона, роста цен на импортные товары, сбоев в цепочках поставок и дисбалансов в экономике. По итогам 2022 года ИПЦ может превысить 20%, а в 2023 году остаться двухзначным и составить 14,3% к концу года.
Базовая ставка останется высокой в первом квартале 2023 года, но затем может снизиться при условии снижения инфляционного давления. Аналитики ожидают снижения процентной ставки до 13,5% годовых к концу 2023 года с текущего уровня в 16,75%.
Реальная ставка процента в экономике сейчас составляет -2,85% (базовая минус инфляция) и, вероятно, останется отрицательной весь следующий год (-0,8% к концу 2023 года), что может негативно сказаться на привлекательности тенговых активов и курсе тенге.
Рост активов банковского сектора, включая кредитный портфель, может замедлиться до однозначных значений в 2023 году. Это связано с ростом кредитных рисков заемщиков, что снижает уровень одобрения заявок в МСБ, потребительском кредитовании и ипотеке.
В сегменте кредитования крупного бизнеса ставки приближаются к рентабельности производства, что может привести к переходу на госпрограммы. Однако сокращение этих программ может негативно сказаться на динамике выдачи новых займов в 2023 году.

