В последние два года в мире наблюдается значительное изменение в восприятии инвесторов, которые начинают видеть большие возможности и доходность в инвестициях в "зеленые проекты". Это стало новым мировым трендом, охватывающим не только развитые страны Европы, но и регионы Юго-Восточной Азии, Латинской Америки и Китай.
Об этом заявил британский эксперт Шон Кидни, выступая в Астане на мероприятии, организованном посольством Великобритании, посвященном "зеленому" финансированию и его развитию в Казахстане. Кидни является сооснователем и главой международной организации Climate Bonds Initiative, которая объединяет проекты на сумму 24 триллиона долларов.
В своем выступлении эксперт отметил, что в 2017 году спрос на "зеленые" облигации среди инвесторов вырос на 78 процентов. Первые шаги в этом направлении сделали Европейский банк реконструкции и развития и Всемирный банк, выпустившие облигации на сумму триллион долларов.
"На климатическом саммите ООН было отмечено, что текущий спрос на инвестиции в "зеленые" проекты составляет 24 триллиона долларов", – уточнил Кидни.
Он привел примеры, в какие области сегодня активно направляются инвестиции. В США, например, выпускаются облигации для реконструкции зданий, чтобы сделать их экологически устойчивыми.
"Китай, ваш сосед, активно поддерживает "зеленые" инвестиции на политическом уровне. Страна делает ставку на электромобили и соответствующую инфраструктуру, отказываясь от бензинового транспорта. Индия, в свою очередь, объявила себя страной солнечной энергии", – добавил он.
Кидни объяснил, что причиной роста интереса инвесторов к "зеленым" проектам является естественное желание людей адаптироваться к изменяющейся окружающей среде.
"Климатические изменения, такие как повышение температуры и уровень океана, представляют угрозу для стран, таких как Нидерланды и Китай", – заметил он.
Эксперт также упомянул, что в Вашингтоне укрепляют здания вдоль побережья, чтобы предотвратить наводнения, а в странах Африки и Азии изменения климата затрагивают миллиарды людей.
"Климатические изменения приводят к миграционным процессам. Люди из теплых регионов перемещаются на север, что, например, в Финляндии уже привело к росту населения за счет мигрантов", – добавил он.
Завершая выступление, Кидни процитировал Кристиана Фигереса, экс-главу рамочной Конвенции ООН по изменению климата: "Вся инфраструктура должна стать "зеленой", а инвестиции должны направляться в устойчивые проекты".
Казахстанский сценарий
Будет ли "зеленый" тренд реализован в Казахстане? Какие проекты могут привлечь инвесторов? Эти вопросы обсуждались на встрече, организованной посольством Великобритании.
Казахстан взял на себя обязательство сократить выбросы парниковых газов на 25 процентов к 2050 году.
"Это сложная задача для страны с богатыми природными ресурсами. Низкая стоимость угля затрудняет использование возобновляемых источников энергии", – отметил посол Великобритании в Астане Майк Гиффорд.
По его мнению, проекты должны быть экономически оправданными, и инвестиции должны приходить из частного сектора.
Глава первичных рынков Лондонской фондовой биржи Аюн Нечаева считает, что международный финансовый центр "Астана" может стать площадкой для развития "зеленого" финансирования.
"Лондонская биржа готова поделиться опытом в этой области", – заявила Нечаева.
Она отметила, что в Казахстане перспективны не только проекты с возобновляемыми источниками энергии, но и модернизация жилищного фонда, особенно в северных регионах.
Бахыт Есекина из "Зеленой академии" считает, что нужно подготовить нормативно-правовую базу для стимулирования инвесторов.
Арман Кашкинбеков из Международного центра "зеленых" технологий считает важным обеспечить стабильность национальной валюты.
"Сегодня "зеленые" инвестиции могут привлечь только крупные западные компании. У них нет стратегического интереса к Казахстану из-за ограниченного числа привлекательных проектов", – отметил он.
Кашкинбеков предлагает разработать госпрограмму и стратегию для развития "зеленого" финансирования.
Шон Кидни привел в пример Китай, который на законодательном уровне закрепил льготы для "зеленых" проектов.
"Проект возрождения Великого Шелкового пути тоже должен стать "зеленым", и Казахстан, через который проходит этот маршрут, должен принять эту инициативу", – заключил Кидни.
Кульпаш Конырова, Астана

